Энциклопедия альтернативной культуры

  • Пушкин, конечно, — это наше всё. И Тарковский с Трифоновым. Но есть еще и байкеры, и маргиналы, и хиппи: кроме культуры мейнстрима существует

  • один из удивительнейших мифов, которые когда- либо порождали левые. Родиной его считается Италия, а изобретателем — профессор Тони Негри, н

  • (амер. вариант — хичхайкинг) — неконвенциональный способ передвижения в пространстве. Базируется на отказе передвигающегося таким образо

  • общая категория, формализующая виды действия в актуальном искусстве и радикальной политике.В А. способом художественного произведения ст

  • 1) культ горячительных напитков в литературе, живописи, театре, кино и т. п.;2) личное пристрастие авторов к А.;3) использование алкогольных атр

  • (от франц. alter — другой, измененный, mond — мир, земля) — более точное и адекватное название программных целей и идеологии движения, называемо

  • (фр. alternative от лат. alterno — дежурю, меняю) — необходимость выбора между двумя возможностями, которые исключают одна другую; каждая из этих воз

  • политическое и этическое учение, сочетающее идеи социального равенства и абсолютной личной свободы.Парадоксальным образом анархисты, отр

  • (от англ. underground — подполье, подземелье) субкультура (сеть субкультур), носители которой исповедуют взгляды и способы творчества, оппозицио

  • совокупность движений, выступающих против глобального капитала и нового мирового порядка.Когда рухнула Берлинская стена и распался СССР,

  • (от английского art-house, букв, дом искусств, музей) — независимый, некоммерческий кинематограф. Назван так по месту демонстрации: арт-хаузами

  • (англ. амер. biker, от bike — мотоцикл, велосипед) — клубные группировки мотоциклистов, утверждающие свой анархический, независимый, бунтарский

  • (англ. body-art — искусство тела) — направление в современном творчестве, актуализирующее поверхностные феномены человеческого организма. Из

  • взрывное устройство, предназначенное для быстрого и максимально эффективного уничтожения живой силы, техники и материальных объектов про

  • (братишка, братушка, браток, братан, брателла) — обращение, принятое1) в криминальной среде, между членами бригад;2) в рамках общины, сплоченн

  • организованные преступные сообщества; синонимы: группировки, бандиты, братва, пацаны. Журналисты называли их «пятая власть», за собой сохр

  • (от лат. verbatim — дословное, изреченное) — техника создания театрального спектакля, предполагающая отказ от привлекаемой извне литературной

  • арт-технология, основанная на использовании видеоизображения. Родоначальником В. считается корейско-американский художник Нам Джун Пайк,

  • человек, манипулирующий видеокадрами (эффектами, картинками) ради создания в режиме реального времени видеомикса, соответствующего по нас

  • объединяющее название для группы наркотиков (перветин, джеф, мулька, белый) на основе алкалоида эфедрина. Создаются с помощью ряда операций

  • искусственное пространство, созданное компьютерами и обладающее всеми признаками реальности как таковой, поддающееся проникновению и тр

  • примитивная, крайне агрессивная, паразитарная форма жизни. Попадая внутрь более сложного организма, В. стремится максимально размножиться

  • 1) вооруженный конфликт между противоборствующими государствами, нациями, крупными территориальными общинами с участием армий, ополчений

  • (от лат. hallucina — бред) — видение, обман чувств, звуковой или визуальный образ в виде реальных предметов, возникающий без внешнего раздражите

  • (гей-лесби-культура)субкультура секс-меньшинств, гомосексуалов: геев и лесбиянок. Существовала во все времена и во всех странах. Альтернати

  • (англ. heroine, жаргон, гера, герыч) — тяжелый наркотик на основе опиатов — алкалоидов морфина, папаверина, кодеина, — содержащихся в млечном со

  • развлекательная журналистика в ее наиболее претенциозном, лакированном варианте. Основной продукт — глянцевые журналы формата Cosmo, Elle, Vogue

  • травестийное, издевательское переозвучание международных киноблокбастеров петербургской переводческой группой «Полный Пэ» (другое назв

  • (синонимы — гон, гонка, прогон, пурга, прикол, близкие понятия — стёб, ирония) — речевой жанр, направленный на то, чтобы сбить с толку, ввести

  • околокриминальная городская страта, возрастом 14-25 лет. Синонимы — гопота, урла, люберы, бегуны, ОАД (Отряды активных действий). Г. упоминаютс

  • (англ. goths) — субкультура, накладывающая специфический мрачный, депрессивный, «декадентский» оттенок на своих носителей и на способы их реп

  • (от итал. graffare — царапать) — первоначально: надписи, слова и фразы, начертанные острым предметом на поверхности древних сосудов или архитек

  • в альтернативной культуре — небольшое объединение людей, занятых тем или иным видом подрывной,оппозиционной, неформатной либо неконвенци

  • понятие, введенное французским культурологом и философом Жаком Деррида. Является важнейшим приемом в постмодернизме и постструктурализм

  • (англ. dj, сокращенное от диск-жокей) — в сегодняшнем понимании — тот, кто манипулирует разнородными музыкальными фрагментами для создания

  • (от фр. discours — речь, рассуждение) — тип письма, текста, высказывания, предполагающий прямое обращение к слушателю, исходящее от говорящего (

  • точнее ДОГМА-95киноманифест группы западных авторов (основатели — датчане Т. Винтерберг, Л. фон Триер — на данный момент оба работают в сове

  • корпус текстов, сложившийся в 1970-1980-е годах вне официальной советской литературы, игнорируемый и не признаваемый ею.Важно сразу же провест

  • концепция русской культуры как феномена, который соединяет в себе западные и восточные черты, но не относится ни к Востоку, ни к Западу. Впе

  • движение в защиту окружающей среды. Как явление политической жизни появляются на Западе, преимущественно в Германии, в 1970-х годах после кра

  • (от Zen professional pagans — профессиональные язычники, вдохновленные дзеном) — новая субкультура, родившаяся в середине девяностых годов на пересе

  • визуально и акустически насыщенное сочетание образов, действий, процессов, возникшее спонтанно, или же подготовленное силами отдельных ин

  • сквозной прием и важнейшее понятие актуального искусства последних 20-25 лет.В ситуации постмодернизма понятие И. как изображения, подражан

  • (англ. installation — установка, проведение, назначение на должность) — пространственный арт-объект, обычно многосоставный. Как ведущий жанр сов

  • (от др.-греч. eironeia — притворство, отговорка)1) философско-эстетический прием, основанный на расхождениях между замыслом и результатом, зачас

  • по одной версии, термин появился в 1980 году, в фантастическом журнале, издаваемом Айзеком Азимовым, как название рассказа Брюса Бетке, по дру

  • разговорное название психоделика ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты). Производные от этого слова — «кислый», «кислотный» — используютс

  • (от древнегреч. klon буквально — росток, побег)1)появление потомства растительного или животного организма, которое образуется неполовым пут

  • 1) излюбленный способ самоорганизации политической и художественной альтернативы;2) пространственный формат бытования техно-культуры.К. е

  • (англ. comics, от comic — смешной, комичный, японск. синоним — манга) — история в картинках, где персонажи изъясняются при помощи «баллонов» (рисо

  • (от фр. commune — община, от лат. communis — общий) — способ общинного проживания, предполагающий совместные собственность и труд, общность мировоз

  • 1) молодежные движения 1960-х годов, отвергающие господствующую культуру как «культуру отцов»;2) совокупность социокультурных установок, про

  • направление в западном и отечественном искусстве 1960-1980-х годов, исходящее из примата идеи над материей, идею воспринявшей; слова — над визу

  • (от англ. legalise — легализация) — официальное признание на государственном уровне марихуаны легальным, дозволенным к продаже препаратом. Ча

  • (диэтиламид лизергиновой кислоты, просто кислота)сильнейший психоделик синтетического происхождения. Возник в 1943 году как побочный проду

  • массовое, и, без преувеличения, уникальное движение с центром в Киеве, вдохновлявшееся идеологией северокорейских коммунистов. Полное наз

  • локальный гедонистический культ, распространенный в крупных городских центрах России (Москва, Петербург) и Центральной Украины среди мест

  • (от лат. margo, marginis — край, межа) в искусстве: автор, придерживающийся резко индивидуальной, отличающейся от общепринятой, творческой стратег

  • (от исп. marihuana, заимствовано из индейских языков), она же трава, конопля, шмаль, дурь, дрянь, шала, мафафа, хеш, ганджа, ганджубас, каннабис, Марь

  • сокращение от «массовая культура». Термин был наиболее распространен в 1970-1980-е годы для обозначения коммерческого, легкомысленного культу

  • (матерщина, ненормативная лексика) — слова, словосочетания, относящиеся к сексуальной и мочеполовой сфере, смысл которых, в общем-то, призн

  • течение в актуальном искусстве, использующее язык, технологии и штампы средств массовой информации —телевидения в первую очередь.Зачатки

  • (от англ. major — старший, главный, более важный) — крупная компания, как правило, в США, занимающаяся производством (дистрибьюцией, прокатом, п

  • (англ. mainstream — основной поток, основное течение) — набор принятых, широко употребимых, официальных культурных стандартов. Менее распростра

  • (мусор, мильтон, молоток) — пренебрежительное наименование на Руси представителя уголовно- следственной, а иногда и репрессивно-политичес

  • сквозной образ в творчестве ведущего представителя российского постмодерна и концептуализма, поэта, прозаика и художника Дмитрия Алексан

  • (англ. minimal art)— направление в западном искусстве, преимущественно 1960-1970-х годов, делающее ставку на визуальный лаконизм, игру простейших фо

  • политическая концепция,изначально связанная с теорией заговора, то есть предположением, что зло власти — результат действий злоумышленни

  • группа ленинградских художников, заявивших о себе в середине 1980-х годов. В основу стиля и жаргона М. положены привычки отца-основателя, Дмит

  • группа российских интеллектуалов, провозгласивших «левоконсервативную» оппозицию превалировавшему до недавних пор либерализму. Включае

  • один из определяющих терминов авангардной эстетики XX века, в 1920-х годах — генерирующий прием классической советской школы. Согласно С. Эйз

  • (от греч. narkotikos — приводящий в оцепенение, одурманивающий) — психоактивные препараты, влияющие на восприятие и сознание; обладают различны

  • агрессивное, часто беспричинное воздействие на индивида или сообщество, как правило, включающее физические истязания или пытки, нередко с

  • Национал-большевистская партияpрадикальная организация националистического толка. Основана в 1993 году слиянием Национал-радикальной парт

  • направление в экспериментальном кинематографе, представленное исключительно фигурой петербургского режиссера Евгения Юфита.Жизнь Юфита

  • одно из определений нелегального мигранта.В XX веке, до начала революций в Европе, а также при тоталитарных режимах, слово имело сугубо поли

  • сокращение от «неформальное объединение молодежи» — общее название молодежных группировок, не состоявших в комсомоле и выпадавших своим

  • (фр. format, от лат. formatus — сформированный)1) издательский термин, означающий размер книги, газеты, листа, иллюстрации;2) внутренний термин телев

  • наметившееся послепостмодернизма обращение к общегуманистической, экзистенциальной проблематике, зачастую в реалистическом антураже. О

  • (англ. nude — голый, обнаженный) — в классическом понимании — досуг в обнаженном виде на лоне природы. Синонимы — натуризм, натурализм.Один и

  • (от английского object — предмет) — обобщающее определение для произведений, использующих искусственно созданные или готовые предметы (так н

  • Альтернативная культура. Энциклопедия. (сост. Дмитрий Десятерик)

  • (от английского punk — подонок) анархический стиль в поведении, одежде и музыке, зародившийся в конце 1960-х годов в США и достигший апогея в Вел

  • андерграундное направление в советском кинематографе, сформировавшееся вопреки канонам как официального искусства, так и авторского кин

  • (древнегреч. paranoia — сумасшествие, безумие) — психическая болезнь, которая сопровождается стойким бредом без галлюцинаций. Способность аде

  • (от лат. perversio — переворачиваю) — синоним полового извращения; переносно — нечто возмутительное, аномальное, нарушающее обычный порядок ве

  • (англ. performance — спектакль) — квазитеатральное действо, режиссирование и исполнение которого совершает профессиональный художник, в одиноч

  • (от англ. political correctness)1) свод неписаных этических норм, соблюдение которых является крайне важным для создания успешного произведения мейнс

  • (англ. pop-corn) — воздушная кукуруза, продающаяся перед киносеансами в кинотеатрах. Первыми традицию продавать П. завели в США. Позже, с распро

  • (сокр. от поп-музыка) — легкая музыка с примитивными текстами на русском языке, предназначенная для танцев и развлечений, также весь круг ис

  • (сокр. порно, от древнегреч. pornos — развратник и grapho — пишу) — общее обозначение образов и текстов, откровенно изображающих половой акт. До 196

  • (постмодерн, реже — трансавангард). «Мы будем танцевать вокруг П.» (В. Курицын). «Поют трогательно, серьезно, без постмодернистских прибамба

  • (лат. provocatio — вызов) — дерзкие, эпатажные поступки автора по отношению к публике и власти, предусматривающие негативную реакцию последних (

  • 1) обозначение эффекта воздействия психоделиков — препаратов, вызывающих изменение сознания, без эффекта физиологической зависимости, св

  • (пустотный канон, пустота)важнейшая характеристика российского (постсоветского) актуального искусства. Разработана и воплощена во множес

  • (англ., фр. radical, от лат. radix — корень) — человек, придерживающийся крайних, решительных, бескомпромиссных взглядов в какой-либо области; член

  • (растафари)1)афро-христианский культ, зародившийся на Ямайке и со временем трансформировавшийся в субкультуру наподобие хиппи;2) привержен

  • (от лат. realis — существенный, действительный; корневое слово res — вещь) — попытки дать целостное определение неоднократно и аргументированн

  • (от лат. revolutio)1) медленное вращение, кружение, незаметный сдвиг;2) восстание против существующего порядка вещей с целью радикального изменен

  • (англ. ready made — готовый) — жанр или прием, построенный на обыгрывании или полном доминировании в артефакте реального предмета, обычно массо