Энциклопедия альтернативной культуры » Что такое «Галлюцинация»?

Значение слова, определение и толкование термина

Галлюцинация

Gallyutsinatsiya

(от лат. hallucina — бред) — видение, обман чувств, звуковой или визуальный образ в виде реальных предметов, возникающий без внешнего раздражителя и представляющийся человеку в измененном состоянии сознания. Галлюцинации видят (слышат, осязают) психически больные или те, кто употребляет наркотики, вызывающие галлюцинации — галлюциногены.

Для совершающего психоделический либо наркотический трип (путешествие) Г. является желательным эффектом, хотя взгляды на этот феномен восприятия расходятся. Для одних Г. — цель путешествия, для других — возможная помощь в творчестве, бесплатный материал для картин и текстов, поставляемый растревоженным подсознанием, для третьих — средство постижения иных миров и расширения собственных возможностей. Последний взгляд был чрезвычайно популярен в 1980-1990-х годах в связи с распространением псевдодокументальных произведений американского фантаста Карлоса Кастанеды, где он описывал свой опыт самопостижения путем обучения у магов-индейцев и поедания наркотических грибов. Опыт внутреннего психического перемещения, апробированный в 1960-х годах на Западе, дошел до бывшего СССР как идеология спустя десятилетия. По сути, Г., как бы к ней не относились, являлась основной ценностью такого рода проб. В связи с этим возник и культ сумасшествия и сумасшедших: их жизнь, мировосприятие и творчество, можно сказать, вошли в моду.

Смещенная, галлюциногенная реальность прочно утвердилась и во многих видах искусства. Это подкреплялось мощнейшим социальным опытом: ведь советское пространство-время, с его ритуалами, глобальными подменами и дезинформацией, пафосным пустым искусством, само по себе воспринималось как психический фантазм. Потому, например, в выросшем из соц-арта московском концептуализме образовалась влиятельная «психоделическая» ветвь (самоназвание — «круг Эстония», или психоделический концептуализм).

Художники даже выработали соответствующий жаргон:

Анюта — человек, опустившийся под влиянием психоделических практик;

Геббельс — человек, который произносит речи в галлюцинозе;

хуй — человек, который галлюцинирует стоя; трофей — предмет, вынесенный из глубин галлюциноза;

палойа — галлюцинаторное покрывало, полупрозрачный покров, нечто вроде кокона, покрывающий галлюцинирующего (как ему представляется);

синдром Меркурия — эффект, возникающий при приеме психотропных препаратов, когда кажется, что ступаешь не на землю, а на тонкую невидимую пленку, слегка над землей;

фантазм-отмычка — сочетание образов, провоцирующих дальнейшее «самостоятельное» разворачивание галлюциноза;

зибан — существо, которое человек, употребивший наркотик, видит в момент «прихода»;

зойс — существо, которое человек, употребивший наркотик, видит в финале своего переживания;

тень, фазенда, лотос, грот, холодец, лорнет, кольцо, воздух термины, обозначающие различные типы галлюцинаторных состояний и т. п.

Таким образом, Г., по традиции занимавшая подчиненное положение сравнительно со сновидением (преимущественно в классической литературе), через признание в начале XX века, в актуальном искусстве вырабатывает автономное поле текстов. Визионерство вновь в почете, и это парадоксально напоминает о средневековых отшельниках и святых, чьи видения составили основу современного христианского вероучения. Ныне художник отправляется в психоделическое путешествие, чтобы там найти вдохновение; однако удача, как и прежде, сопутствует талантливым независимо от степени опьянения или трезвости. Скорее, больший потенциал — на пути, уже опробованном Кастанедой: Г. могут стать основой насквозь визионерской религии, не столь экзотичной, как учение дона Хуана, но достаточно потусторонней, чтобы снискать немало сторонников. Главнейшим и единственным ритуалом в ней будет причастие, священника-жреца заместит стенографист, секретарь — тот, кто записывает информацию.

А вот место бога, скорее всего, останется вакантным.

Д. Десятерик

СМ.: Героин, Гонево, Кислота, ЛСД, Мамудизм, Паранойя, Шизофрения.

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • СТИХ исторически, вероятно, получился из ритмизованного крика, сопровождающего у до-культурного человека погоню за добычей, пляску, торжес

  • МЕРИМ́́Е (Mérimée) Проспер (1803—70), франц. писатель. Чл. Франц. академии. В России известен с кон. 1820-х гг. О знакомстве Л. с соч. М. сведений нет, но

  • неправдоподобные рассказы; выражение происходит от воспринимавшихся как неправдоподобные рассказов о передвижных осадных башнях (туруса