Энциклопедия античных писателей » Что такое «Акций»?

Значение слова, определение и толкование термина

Акций

Aktsy

Акций, Луций, Accius Lucius, 170 — ок.85 гг. до н. э., римский трагический поэт и первый значительный латинский филолог. Сын вольноотпущенника, родился в Умбрии. С ранней юности находился в Риме, где в период живого (особенно после лекций Крата) интереса к филологии старательно изучал литературу и грамматику. А. полностью посвятил себя литературным занятиям и стоял в стороне от общественной жизни, объясняя, что он господин лишь над мыслями и речами героев своих трагедий, зато на форуме не мог бы предвидеть выпадов своих противников, чтобы вовремя на них ответить. А., хотя пользовался в Риме большим уважением даже в аристократических кругах, сумел сохранить независимость. Не испытывал он недостатка и в противниках из аристократов, как о том свидетельствует спор с Луцилием. Чтобы углубить свои познания, предпринял путешествие в Грецию, что в тогдашнем Риме было уже достаточно распространенным обычаем. В драматургии А. ограничился лишь трагедией, которую довел до высшей точки ее развития в Риме. В 140 г. соревновался на сцене с 80-летним Пакувием, который вскоре после этого оставил Рим. Трагедии А. высоко ценили Цицерон и Велей Патеркул. А. несомненно принадлежал к наиболее плодовитым трагикам времен Республики. Нам известно ок. 45 названий трагедий, от которых сохранились лишь фрагменты (немногим более 700 стихов). Согласно с принятым в Риме обычаем, А. перерабатывал греческие трагедии, особенно Еврипида и Софокла., а также позднейших греческих трагиков. Тематика его пьес связана прежде всего с троянским и фиванским мифологическими циклами. Трудно сказать, каким образом А. перелицовывал свои первоисточники, когда лишь для нескольких его трагедий сохранился греческий оригинал. Сравнение отрывков Вакханок (Bacchae, fr.) Акция с Вакханками Еврипида позволяет заключить, что А. верно отражает греческий текст. Невелики изменения по отношению к оригиналу Еврипида и в Финикиянках (Phoenissae, fr.). Определенно в большей степени были переработаны Антигона (Antigona, fr.) и Прометей (Prometheus, fr.). Порой А. достаточно далеко отходил от образца и даже, не колеблясь, изменял миф, например, в Споре об оружии (Armorum indicium, fr.). В этой трагедии он полемизировал с Пакувием, в драме которого с тем же названием, согласно с традиционной версией мифа, разрешению спора об оружии Ахилла способствовали троянские пленные. У А. же оружие было присуждено Улиссу после долгого поединка, в котором Улисс, человек слова, победил человека дела — Аякса. Действие трагедии не заканчивается, однако, разрешением спора об оружии. А. представил также смерть Аякса, главным образом для того, чтобы Улисс, подозреваемый в убийстве этого героя, мог еще раз блеснуть своим красноречием. Отсюда видно, насколько риторической была трагедия А. Это вполне отвечало вкусам римлян, ибо трагедии А. ставились еще довольно долго после его смерти, например, в 57 г. Эвризак, в 55 г. — Клитемнестра, в 44 г. — Терей. Некоторые изречения героев А. стали афоризмами, например: «Oderint, dum metuant» — Пусть ненавидят, лишь бы боялись (Атрей; фр. 5). А. является также автором двух драм на римские темы. В Бруте он представил изгнание последнего царя Тарквиния Брутом. Представляется правдоподобным, что эта пьеса была написана в честь находившегося в дружеских отношениях с А. Юния Брута, консула со 138 г. Темой другой драмы, Деций (Aeneadae sive Decius), была добровольная смерть одного из консулов, Деция Муса (P. Decius Mus) в битве под Сентинумом в 295 г. В нескольких стихотворных трактатах А. изложил свои взгляды на театр и различные историко-литературные проблемы. Дидактический характер имели Didascalica в 9 книгах, из которых первая была посвящена эпике, а вторая — драматургии; в этом произведении А. изложил, правда очень поверхностно и часто ошибочно, хронологию римских писателей и соображения об аутентичности комедий, приписываемых Плавту. На основе сохранившихся фрагментов невозможно однозначно определить форму этого произведения; возможно, это была мениппова сатира, то есть проза, перемежающаяся со стихами (см. Менипп из Гадары). Вопросам драматургии и театра посвятил А. свою Прагматику (по меньшей мере в 2 книгах). Описание ежегодных праздников содержали написанные, вероятно, гекзаметром Анналы (Annales). Хотя название и отсылает к известному историческому эпосу Энния, ни один из сохранившихся фрагментов не касается исторических событий. Лишь один, не очень понятный фрагмент сохранился из сочинения А. Parerga (Дополнения), возможно, представлявшего собой дидактическую поэму , подобную Трудам и дням Гесиода. Плодом филологических исследований А. была попытка реформы латинской орфографии. Неизвестно, написал ли А. об этом отдельный труд, в котором изложил основы своей реформы, или же использовал новое написание только в своих поэтических произведениях. В любом случае латинские грамматики свидетельствуют, что А. частично взял за образец греческую орфографию, предлагая писать gg вместо ng, однако возражал против употребления греческих букв y и z; частично же опирался на традиции других италийских языков, в основном, умбрийского и остийского, настаивая на удвоении долгих гласных a, e, o, u, зато долгое i предлагал писать как ei. Следы орфографии А. мы находим в латинских надписях со 132 г. до первой половины I в. до н. э. Предложения А. вызвали полемику со стороны Луцилия и Варрона Реатинского.

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Сяракуяпонский график и актёр; см. Тёсюсай Сяраку. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательс

  • Фолостолос (греч. thуlos), в древнегреческой архитектуре круглое в плане сооружение (святилище, гробница, музыкальный зал). (Источник: «Популяр