Энциклопедия европейского искусства: живописи, скульптуры и графики » Что такое «Агостино ди Дуччо»?

Значение слова, определение и толкование термина

Агостино ди Дуччо

Agostino di Duchcho

(Agostino di Duccio) 1418, Флоренция — 1481, Перуджа. Итальянский скульптор. Первоначальное образование, по-видимому, получил в мастерских Донателло и Луки делла Роббиа. Работал во Флоренции, Модене (1442), Венеции (1446—1449), Римини (1450—1457), Перудже (1457—1463). Вернувшись во Флоренцию ок. 1463, он в 1473 снова приехал в Перуджу, где, по-видимому, и умер. Последний раз упоминается в 1481. Начав художественную карьеру во Флоренции, Агостино ди Дуччо не выделялся на фоне мастеров второго ранга, работавших рядом с Донателло, Гиберти, Нанни ди Банко, Лукой делла Роббиа. Самой значительной работой Агостино ди Дуччо является цикл рельефов и скульптур, украшающих капеллы церкви Сан Франческо в Римини, построенной по заказу правителя Римини Сиджизмондо Малатесты. Автором проекта церкви, которая по желанию заказчика должна была стать усыпальницей последнего и его возлюбленной Изоты, был знаменитый архитектор и теоретик Леон Баттиста Альберти, а осуществил проект последнего строитель Маттео Пасту. Малатеста мечтал также превратить этот храм в усыпальницу великих людей и частично осуществил это, перевезя в Римини прах знаменитого философа-неоплатоника Гемиста Плетона. С идеей храма-усыпальницы связана и программа скульптурного декора храма Малатесты (1450—1457). Капеллу Предков украшают мифологические сцены и фигуры пророков и сивилл, капеллу Св. Сигизмунда, покровителя заказчика, — фигуры христианских Добродетелей, капеллу Свободных искусств — аллегории наук и искусств, капеллу Планет — персонификации светил, капеллу Изоты — музицирующие путти. В создании этого обширного цикла приняли участие многочисленные помощники мастера, что объясняет разный уровень качества рельефов. Но в рельефах, выполненных его рукой, он предстает как талантливый, великолепно владеющий языком пластики скульптор, сообщающий своим персонажам одухотворенность, динамику, пластическую красоту. Таков трубящий юноша из капеллы Девы Марии или пророк Исайя из капеллы Предков (ок. 1454, обе — Римини, храм Малатесты). Скульптурный декор храма Малатесты, законченного в 1457, стал кульминацией творчества Агостино ди Дуччо. А сближение с гуманистами, составлявшими программу, видимо, пробудило у него интерес к античному искусству. Так, античные мотивы явственно проступают в одной из его более поздних работ — рельефах церкви Сан Бернардино в Перудже (1457—1461).

Лит.: Венедиктов А. И. Ренессанс в Римини. М., 1970; Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII—XV вв. М., 1987; Seymour Ch. Sculpture in Italy. 1400 to 1500. Baltimore, 1968.

И. Смирнова

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Ауслендер        АУСЛЕНДЕР Сергей Абрамович (1888–). Кончил гимназию и прослушал курс историко-филологического факультета Петербургского

  • ЗАВЯ´ЗКА — начальный момент фабульного развертывания сюжета в литературно-художественном произведении, в ней обычно намечается конфликт

  • см. ГРИША