Энциклопедия европейского искусства: живописи, скульптуры и графики » Что такое «Бассано»?

Значение слова, определение и толкование термина

Бассано

Bassano

, Якопо (Bassano, Jacopo), наст. имя Якопо да Понте Ок. 1510/1518, Бассано — 1592, Бассано. Итальянский живописец. Сын провинциального художника Франческо да Понте Старшего (упом. в 1510—1540), по свидетельствам источников, широко образованного человека, видимо, передавшего свои знания и научные увлечения сыну. Об этом говорит патент на новый способ строительства гидротехнических сооружений, выданный Я. Бассано в 1535 в Венеции. Как художник учился у отца и у венецианского живописца Бонифацио Питати (Бонифацио Веронезе) в Венеции (1535—1540). Ок. 1540 вернулся в Басано, где оставался до конца своих дней, получая многочисленные заказы от городских и сельских церквей северной части венецианских владений и от собирателей личных коллекций. Возглавлял обширную мастерскую, в которой работали его сыновья — Франческо (1549—1592), Джамбаттиста (1553—1613), Леандро (1557—1622) и Джироламо (1566—1621). Бассано вошел в историю искусства как создатель жанра сельской, крестьянской сцены, пользовавшейся огромным успехом у современников и коллекционеров XVII в. Но жанровые сцены с крестьянским типажом и множеством животных, в огромном количестве тиражировавшиеся в его мастерской, а затем в мастерских его сыновей, составляют лишь одну грань его деятельности. Обширное творческое наследие художника включает алтарные картины, росписи, библейские и евангельские сцены, в которых в гораздо большей степени, чем в жанровых сценах, раскрылось обаяние его таланта, поэтическое начало, дарование колориста; все это ставит его вровень с ведущими мастерами венецианского Позднего Возрождения, а в XVIII в. вызвало восхищение у Дж. Б. Тьеполо. Творческое формирование Я. Бассано было длительным и достаточно сложным. В Венеции он первоначально ориентировался на своего учителя Б. Питати, влияние которого особенно сказывается в написанном для ратуши города Бассано цикле из трех картин (Христос и блудница, 1536; Навуходоносор и три отрока, 1535; Мадонна подесты Соранцо, 1536, все — Бассано, Гор. музей). На рубеже 1530— 1540-х его начинает увлекать мощная пластика форм и динамики Порденоне (Битва Самсона с филистимлянами, 1540, Дрезден, Картинная галерея). В 1540-х, вернувшись в родной город, Я. Бассано, судя по его работам, внимательно изучает гравюры школы Рафаэля и офорты Пармиджанино. В первых его привлекают динамика и разнообразие движений, поз, ракурсов, которыми он виртуозно оперирует уже в Мученичестве св. Екатерины (сер. 1440-х, Бассано, Гор. музей). В гравюрах Пармиджанино он открыл близкое ему поэтическое начало, грациозность поз и жестов, легкое, парящее движение, прихотливость струящихся змеевидных ритмов, живописную размытость светотени. В 1540-е складывается и дарование Я. Бассано-живописца, его утонченная колористическая гамма с преобладанием холодных, серебристых тонов; уже в конце 1540-х — 1550-е он иногда работает открытым мазком, объединяя им человеческие фигуры, передавая колебания света и теней (Христос и Вероника, ок. 1555, Будапешт, Музей изобразительных искусств). В целом творчество Я. Басано второй половины 1540— 1550-х еще достаточно разнородно, лишено стилистического единства. Но уже в эти годы он пишет целую серию картин, относящихся к лучшим его работам и предвосхищающих более поздние крестьянские сцены. В Отдыхе на пути в Египет (ок. 1545, Милан, пинакотека Амброзиана), нескольких вариантах Поклонения пастухов (ок. 1545, Хемптон-Корт, Королевский дворец; ок. 1548, Каракас, собрание Джусти; ок. 1555, Рим, галерея Боргезе) общий поэтический строй, движение волнообразных ритмов объединяют хрупких, грациозных мадонн и взволнованных простолюдинов с их характерными грубоватыми лицами. Временем творческого расцвета Я. Бассано были 1560-е. Он пишет целую серию алтарных картин, полных величия и эмоциональной приподнятости, отмеченных изысканной красотой красочной гаммы, основанной на сияющих серебристо-голубых, розовых, лимонно-желтых, изумрудно-зеленых тонах (Апостолы Петр и Павел, ок. 1561, Модена, галерея Эстензе; Св. Юстина, нач. 1560-х, Энего, приходская церковь; Распятие, 1562, Тревизо, Гор. музей; Сошествие Св. Духа, ок. 1565, Бассано, Гор. музей). В эти же годы появляются первые крестьянские сцены Я. Бассано — Притча о сеятеле (Пастораль, 1560-е, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса) и Отправление Иакова в Ханаан (1560-е, Хемптонкорт, Королевский дворец). Написанные на библейские темы, они решены как поэтические сельские идиллии. Элементы городской или сельской жизни с многочисленными фигурами крестьян и горожан, повторяющимися затем в сельских сценах мастерской Бассано, определяют характер целой серии больших алтарных картин конца 1560—1570-х, в которых действие разыгрывается на фоне величественных архитектурных декораций. Таковы Рождество (1568, Бассано, Гор. музей), Мученичество св. Лаврентия (1571, Беллуно, собор), Проповедь св. Павла (1574, Маростика, приходская церковь), Крещение св. Люциллы (ок. 1574, Бассано, Гор. музей), Св. Рох (1576, Милан, галерея Брера), Встреча Иоакима и Анны (ок. 1576, Чивеццано, приходская церковь). По-видимому, именно в 1570-е в мастерской Бассано пишутся первые серии крестьянских сцен — Времена года, Двенадцать месяцев, Четыре стихии, разнообразные библейские сцены с крестьянскими персонажами и множеством животных. В инвентаре работ, хранившихся в доме Я. Бассано после его смерти, упоминается около 170 сцен такого рода. Но, очевидно, он часто передоверял исполнение таких картин сыновьям, изредка ставя рядом и свое имя (такова подписанная Якопо и Франческо Кузница Вулкана, сер. 1580-х, Познань, Нац. галерея). В его немногочисленных собственноручных работах 1580-х жанровые мотивы исчезают, в них преобладает поэтическое начало, тонка одухотворенность образов, свобода живописного решения (алтарь Св. Мартин и нищий, 1580, Бассано, Гор. музей; Сусанна и старцы, 1585, Ним, Музей изящных искусств; Актеон и нимфы, ок. 1585, Чикаго, Институт искусств). В последние годы жизни художник обращается к ночным сценам (Ночное благовещение пастухам, ок. 1585, Прага, Нац. галерея; Осмеяние Христа, 2-я пол. 1580-х, Оксфорд, библиотека). Написанные, возможно, с участием мастерской, эти сцены решены с большой живописной смелостью, блики света, обозначенные открытыми, как бы плавящимися мазками, одухотворяют своим мерцанием все изображенное. Стихия света господствует и в последней работе Бассано — монументальном, полном торжественности и величия алтаре Рождество (1592, Венеция, церковь Сан Джорджо Маджоре). Влияние Я. Бассано на европейскую живопись было очень значительным, но односторонним. За исключением Эль Греко, воспринявшего некоторые живописные принципы его поздних работ, интерес к наследию Бассано был связан с успехом, который имели вплоть до середины XVII в. созданные в его мастерской жанровые сцены. Копировавшиеся Ж. Калло, П. Орренте и др., они оказали влияние на развитие жанра сельской сцены в Европе XVII в.

Лит.: Лазарев В. Н. Якопо Бассано // Старые итальянские мастера. М., 1972; Смирнова И. А. Якопо Бассано и Позднее Возрождение в Венеции. М., 1976; Arslan E. J. Bassano. Milano, 1960. Vol. 1—2; Palluccjini R. Jacopo da Ponte, detto il Bassano. Bologna, 1982.

И. Смирнова

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Громыко        ГРОМЫКО М. (1887—) — современный белорусский драматург и поэт. Р. в интеллигентской семье, окончил Московский университет. С 19

  • (разг.; вар. к Яковлевич; В. Я. Брюсов) Не выпросить нам дней Из нищенской сумы. // Но крепко вцапались Мы в нищую суму. Валерий Яклевич! Мир прах