Энциклопедия европейского искусства: живописи, скульптуры и графики » Что такое «Батони»?

Значение слова, определение и толкование термина

Батони

Batoni

, Помпео Джироламо (Batoni, Pompeo Girolamo) 1708, Лукка — 1787, Рим. Итальянский живописец. Мастер римской школы. Учился у Дж. Д. Ломбарди и Д. Бруджери в Лукке, а затем в Риме (1729—1732) у С. Конки и А. Мазуччи. Работал главным образом в Риме (1738—1786), а также в Лукке, Милане, Брешии. Известен как автор алтарных образов, аллегорий, произведений на сюжеты из античной мифологии и истории. Главную известность получил как портретист, выполнявший заказы европейской знати. С 1741 — почетный член римской Академии Св. Луки, в 1780—1786 возглавлял класс рисунка с натуры в Академии рисунка на Капитолии. Став последователем эстетических идей И. И. Винкельмана, сблизившись с Менгсом, наиболее ярко выразил в Риме тенденции "нового классического стиля". Винкельман назвал Батони "одним из лучших мастеров своего времени". В произведениях Батони раннего периода (1732—1755) на религиозные сюжеты (Экстаз св. Екатерины, 1743, Лукка, церковь Санта Катарина; Падение Симона Мага, 1740-е, Рим, церковь Санта Мария дельи Анджели; Св. Филиппо Нери, поклоняющийся Мадонне, 1743, Рим, частное собрание), в полотнах на аллегорические темы (Архитектура, Скульптура, Живопись, ок. 1740, Рим, частное собрание; Сладострастие, 1747, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) тщательный и суховатый отбор деталей, грациозная элегантность рисунка, яркие холодные красочные тона, серебрящиеся в потоке ровного, без контрастов света, свидетельствуют о влиянии живописной традиции мастеров болонской школы, чьи произведения художник копировал в Риме. В полной утонченного археологизма среде Вечного города в 1740—1760-е Батони увлекали сюжеты из античной и библейской истории, мифологии. В картинах Бегство из Трои (ок. 1750, Турин, галерея Сабауда), Суд Соломона (ок. 1740, Милан, частное собрание), Ахилл при дворе Ликомеда (1750—1760, Флоренция, галерея Уффици) характерные для римской живописи позднего барокко бурное смятение фигур, окутанных ровным светом, оттенок мелодраматизма в передаче эмоциональных состояний персонажей, излишняя обстоятельность повествования в духе К. Маратти указывают на приверженность Батони римской академической традиции с ее компромиссным усвоением стилистики различных художественных направлений. Эти черты характерны и для произведений Батони позднего периода (Великодушие Сципиона Африканского, 1771, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Клеопатра, демонстрирующая Августу бюст Цезаря, 1773, Дижон, Музей; Агарь в пустыне, 1776, Турин, галерея Сабауда). В 1755—1786 Батони работал преимущественно как портретист, придав этому жанру в Риме статус одного из ведущих. Портретам Батони, в которых он пытался соединить черты барочной парадной композиции и элементы "нового классического стиля", присущи большая тональная изысканность и разнообразие, чем его религиозным и историческим композициям. Существенную роль в интересе художника к портрету сыграло его знакомство с А. Р. Менгсом. В 1761 он вместе с другими работавшими в Риме живописцами принял участие в росписях виллы Альбани, осуществлявшихся под руководством немецкого художника. В принесших Батони известность портретах знатных европейских заказчиков — Граф Разумовский (1766), Император Иосиф II с братом, великим герцогом Леопольдом (1769, оба — Вена, Музей истории искусства), Граф Содерини (1772, Тарквиния, Нац. галерея), совершавших "Grand tour" в Рим элегантных англичан (Сэр Джон Степлз, 1773, Рим, Музей Рима; Сэр Т. У. Кук, 1774, Англия, частное собрание) — изящные, чуть вытянутые в духе портретов Менгса фигуры портретируемых изображены на фоне пейзажа Кампаньи или в интерьере; их обязательным дополнением являются колонны, саркофаги, вазы, рельефы как живые свидетельства антикомании, охватившей круги просвещенной европейской знати 2-й половины XVIII в. Позам моделей нередко придано сходство с известными античными скульптурами, как, например, в Портрете графа Вюртембергского (1754, Штутгарт, Гос. художественная галерея), где заказчик представлен в позе Геракла Фарнезе. Особое место в творчестве художника занимают автопортреты, созданные в 1760—1770-е (1765, Мюнхен, Старая пинакотека; нач. 1770-х, Рим, Академия Св. Луки; 1772, частное собрание). Эти работы менее живописно и композиционно утонченны, чем официальные портреты, но в них значительнее трактовка внутреннего состояния человека, отчетливо просматривается приоритет портретной традиции старой итальянской школы, восходящей к работам М. Бенефьяла, Ф. Тревизани. Копирование портретов Батони входило в обязательную программу академического обучения молодых живописцев в Риме. Именно портреты Батони оказали влияние на европейскую живопись последней четверти XVIII — начала XIX в., став, как и произведения А. Р. Менгса, своего рода эталоном неоклассицистического портрета.

Лит.: Фомичева Т. Картины Помпео Батони в собрании Эрмитажа // Труды Государственного Эрмитажа. М., 1956; Федотова Е. Батони. М., 2002; Boni A. Elogio di Pompeo Girolamo Batoni. Roma, 1727; Zucconi A. Tre tele di Pompeo Batoni nel Musep Puschin di Mosca. Lucca, 1964; Pompeo Batoni. Catalogo della Mostra. A cura di I. Belli Barsali, Lucca, 1967.

Е. Федотова

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • (прил. к Птоломей (или Птолемей; (II в.) - др.-греч. ученый, разработавший геоцентрическую модель мироздания)) Дорогая дорогая дорогая Древняя д

  • Чевакинский Савва Иванович(р. 1713 - умер между 1774-1780), русский архитектор. Представитель барокко. Учился (1732-38) у И. К. Коробова. В 1741-67 главный а