Энциклопедия европейского искусства: живописи, скульптуры и графики » Что такое «Беллини, Джентиле»?

Значение слова, определение и толкование термина

Беллини, Джентиле

Bellini, Dzhentile

(Bellini, Gentile) 1429, Венеция — 1507, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Сын и ученик Якопо Беллини. Испытал влияние Мантеньи. В 1469 получил рыцарский титул от императора Фридриха III. В 1474 занял пост официального живописца Венецианской республики и получил поручение возглавить работу над обширным циклом монументальных живописных панно на исторические темы в зале Большого совета Дворца дожей (не сохранились). В 1479—1480 художник посетил Константинополь по приглашению турецкого султана Мехмета II, также наградившего его рыцарским титулом. В дошедшем до наших дней живописном наследии Джентиле Беллини центральное место занимают четыре композиции, относящиеся к характерному для Венеции жанру монументальных многофигурных сцен на историческую тему. Три из них — Процессия на площади Сан Марко (1496), Чудо с крестом у моста Сан Лоренцо (1500), Чудесное исцеление Пьетро де Людовичи (1501, все — Венеция, галереи Академии) — входят в цикл История реликвии, написанный группой венецианских мастеров для религиозно-филантропического братства скуола Гранде ди Сан Джованни Евангелиста и посвященных событиям, связанным с принадлежащим братству чудотворным крестом; четвертая — Проповедь св. Марка в Александрии (1507, Милан, галерея Брера), предназначенная для братства скуола Гранде ди Сан Марко, закончена Джованни Беллини. В относящихся к позднему периоду деятельности Джентиле работах созданный им жанр монументальной исторической композиции предстает в своем классическом виде. Художник уподобляется автору исторической хроники, изображая легендарное или реальное событие со скрупулезно переданными подробностями обстановки, облика зданий и площадей, типажа и костюмов, множеством житейских деталей. И в то же время изображенные события предстают у Джентиле Беллини как исторически значительные. Его композиции торжественны, прекрасно скомпонованы, обилие фигур и деталей не создает в них тесноты; напротив, в них есть величавая широта пространства, ясность и строгость ритма. Огромную роль в них играет архитектура — реальные или вымышленные здания, создающие величественный фон событий, вносящие в композиции торжественность и строгую упорядоченность. Несколько суховатую живописную манеру Джентиле отличают чеканность и твердость рисунка, строгое благородство красочной гаммы, обилие легкого света и прозрачность теней. Ряд превосходных портретных изображений в этих композициях свидетельствует о даровании Джентиле Беллини-портретиста, что подтверждают и немногие дошедшие до нас портретные работы: Лоренцо Джустиниан (1465, Венеция, галереи Академии), Султан Мехмет II (ок. 1480, Лондон, Нац. галерея). Джентиле Беллини создал целое направление в венецианской живописи последних десятилетий XV — начала XVI в., оказал большое влияние на современников, работавших в жанре исторической картины, в частности, на своего ученика Карпаччо.

Лит.: Gronau G. Kunstlerfamilie Bellini. Leipzig, 1909; Fortini Brown P. Venetian Narrative Painting in the Age of Carpaccio. New Haven; London, 1988.

И. Смирнова

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Главаглавка, наружное декоративное завершение барабанов церквей и мечетей. Главы имеют форму шлема, луковицы, груши, конуса, зонтика и др. и

  • Никарагуа(Nicaragua). Республика Никарагуа, государство в Центральной Америке. На территории Никарагуа древние индейские культуры развивались

  • 1928, 22 мин., ч/б, Ленсовкино.жанр: агитфильм.реж. Оскар Галлай, сц. Зиновий Драпкин, Роберт Майман, опер. Михаил Гальпер.В ролях: Петр Кузнецов, П.