Энциклопедия европейского искусства: живописи, скульптуры и графики » Что такое «Беллини, Джованни»?

Значение слова, определение и толкование термина

Беллини, Джованни

Bellini, Dzhovanni

(Bellini, Giovanni) Ок. 1430, Венеция — 1516, Венеция. Итальянский живописец, ведущий мастер венецианского Раннего Возрождения. Сын и ученик Якопо Беллини. В 1479 в связи с отъездом в Константинополь Джентиле Беллини Джованни был временно назначен руководителем работ по созданию цикла исторических композиций для зала Большого совета Дворца дожей. В 1483 получил пост официального живописца Венецианской республики. Получал заказы от маркизы Мантуи Изабеллы Гонзага и герцога Феррары Альфонсо д’Эсте. В творческом формировании Джованни Беллини значительную роль сыграли учеба у Я. Беллини, творческие контакты с Мантеньей, знакомство с работами Пьеро делла Франческа, Антонелло да Мессина, нидерландских мастеров. Дошедшее до нас обширное наследие художника включает более 200 работ, в том числе ряд монументальных алтарных композиций, более 50 изображений Мадонны с Младенцем, ряд станковых картин на религиозные темы, серию портретов современников, аллегорические и мифологические композиции. Более чем шестидесятилетний творческий путь Джованни Беллини, начавшийся в годы формирования в Венеции живописной школы Раннего Возрождения и завершившийся в момент первого расцвета венецианского Высокого Возрождения, отмечен значительной эволюцией. В то же время его творческий облик отличает большая целостность. Уже в работах 1450—1460-х, таких, как Преображение (ок. 1455), Распятие (ок. 1455, обе — Венеция, Музей Коррер), Моление о чаше (ок. 1459, Лондон, Нац. галерея), Мертвый Христос с Мадонной и апостолом Иоанном (ок. 1460, Милан, галерея Брера), Алтарь св. Винченцо Ферреро (ок. 1464—1468, Венеция, церковь Санти Джованни э Паоло) и др., восходящих к композиционным моделям Я. Беллини, еще отмеченных некоторой скованностью в передаче движений и ракурсов, жесткостью моделировки форм, проявляются неповторимые черты его дарования. Это мастер гармонического склада, наделенный даром поэтического восприятия мира, способный передавать состояние глубокого созерцания, самоуглубленности, торжественного покоя, умеющий найти музыкальное согласие и единство ритма, сообщающее его построенным на крупных массах композициям простоту и ясность. Уже в ранних его работах большое место занимает пейзаж, в котором условные каменистые горки и слоистые скалы, навеянные работами Якопо Беллини и Мантеньи, соседствуют с зелеными далями, светлой гладью озер, пологими холмами. Расцвет творчества Джованни Беллини начинается с середины 1470-х, когда некоторая жесткость ранних работ уступает место обобщенности и мягкости светотеневой моделировки форм, плавности и ясности ритмического строя; художник переходит к технике масляной живописи, открывшей для него новые возможности. В годы творческой зрелости (конец 1470-х — 1480-е) и в поздних работах особенно полно раскрываются особенности дарования художника. В его монументальных алтарных композициях (Алтарь Сан Джобе, ок. 1487, Венеция, галереи Академии; триптих Мадонна с четырьмя святыми, ок. 1488, Венеция, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари; Алтарь Сан Дзаккариа, 1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа), в серии небольших произведений (Мадонна с деревцами, 1487, Венеция, галереи Академии; Мадонна в лугах, ок. 1505, Лондон, Нац. галерея) благоговейная просветленность соседствует с необыкновенной для искусства Раннего Возрождения полнотой физического и духовного бытия. Джованни Беллини создает тот тип земной, полнокровной красоты, который затем на протяжении всей эпохи Возрождения будет определять облик венецианской школы, находит новые живописные средства ее воплощения. Обращение к технике масляной живописи помогло полностью раскрыться его дарованию колориста. Чистота и светоносность основных тонов синего, розово- и вишнево-красного, зеленого, охристо-желтого сочетаются у него с разработкой полутонов, золотистых оттенков, придающих красочной гамме природную естественность и единство; тональное богатство приобретают переходы света и теней. В картинах Джованни Беллини исключительно важное место занимает пейзаж, являющийся фоном большинства его композиций. Художнику свойственно пантеистическое начало, чувство тонких связей между человеком и природой. В Священной аллегории (1490-е, Флоренция, галерея Уффици) главным мотивом композиции становится пейзаж с зеркальной гладью небольшого озера, объединяющий внешне разрозненные фигурки святых и других персонажей. В середине 1470-х Джованни Беллини обратился к портретному жанру. В своих многочисленных портретах он следует разработанной Антонелло да Мессиной классической схеме погрудного трехчетвертного портрета, но дает ей новую интерпретацию, наделяет своих персонажей большей внутренней активностью, сообщает небольшим по размерам работам венецианскую праздничность, декоративную нарядность, изображая свои модели на фоне сияющей голубизны неба, подчеркивающей яркость одежд, тона белокурых или рыжих волос (Портрет юноши, ок. 1500, Париж, Лувр; Портрет юноши, ок. 1500, Рим, Капитолийские музеи). К числу самых замечательных работ Джованни Беллини принадлежит Портрет дожа Леонардо Лоредана (ок. 1501, Лондон, Нац. галерея), где великолепный аккорд ослепительно-синих, красных, серебристых тонов подчеркивает властность и живость энергичного старческого лица. Творческое долголетие Джованни Беллини, создавшего в старости свои наиболее значительные работы, отмеченные зрелостью стиля, полнокровием образов, красочным богатством, стилистически уже вписывающиеся в искусство Высокого Возрождения, проявилось и в том, как органично он освоил в последние годы своей жизни новую для него светскую тематику (Женщина перед зеркалом, 1515, Вена, Музей истории искусства; Пир богов, 1515, Вашингтон, Нац. галерея, окончен Тицианом). Джованни Беллини оказал значительное влияние на формирование венецианской живописной школы XVI в. Его учениками были крупнейшие мастера венецианского Высокого Возрождения Джорджоне и Тициан. Из художников, испытавших влияние Джованни Беллини, можно назвать также работавшего в Венеции в 1505—1506 Дюрера.

Лит.: Лазарев В. Н. Джованни Беллини // Старые итальянские мастера. М., 1972; Delogu G. Giovanni Bellini. Bergamo, 1935; Dussler G. Giovanni Bellini. Wien, 1949; Hendy P., Goldscheider L. Giovanni Bellini. London, 1945; Heinemann F. Giovanni Bellini e i belliniani. Venezia, 1962; Fiocco G. Giovanni Bellini. Milano, 1960; Bottari S. Tutta la pittura di Giovanni Bellini. V. 1—2. Milano, 1963; Robertson G. Giovanni Bellini. Berlin; New York, 1972.

И. Смирнова

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Институт Тараса Шевченко        ИНСТИТУТ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО. — Научно-исследовательский институт литературоведения в УССР (Харьков), основа

  • Напереди (1)1. Впереди: [Сѣдлаи, брате, свои бръзыи комони, а мои ти готови, осѣдлани у Курьска на переди. 7—8].1185: И ти изрядиша полковъ 6: Игоревъ

  • Фьораванти АристотельФиораванти, Фиеравенти, Фиораванте (Fioravanti, Fieraventi) (около 1420 - около 1486), итальянский инженер и архитектор. Получил изве