Энциклопедия европейского искусства: живописи, скульптуры и графики » Что такое «Бенефьял»?

Значение слова, определение и толкование термина

Бенефьял

Benefyal

, Марко (Benefial, Marco) 1684, Рим — 1764, Рим. Итальянский живописец римской школы. Родился в семье французского ткача и итальянки. Учился в Риме в Академии художеств Болоньи у Б. Ламберти (работал с ним в капелле Сакраменто собора Св. Петра), который привил ему интерес к изучению античности, искусства Рафаэля, рисунку с натуры. Стал ревностным последователем традиций болонцев в Риме, создав, однако, индивидуальный стиль, основанный на элементах классицистической традиции в противовес позднеримскому барокко. Имел частную школу в Риме, в которой у него обучался А. Р. Менгс. Однако членом Академии Св. Луки стал лишь в 1741, так как проявил в юности неуважение к ее установкам: первая крупная работа Бенефьяла Св. Филиппо Нери во славе (1703), исполненная для выставки в Пантеоне, была отвергнута жюри Академии, и художник выставил ее в окне аптеки на площади Пантеона, где она имела успех; предъявлял претензии руководству Академии за право распределения официальных заказов лишь между ее членами. Поэтому Бенефьял долго работал в качестве помощника-исполнителя мастера. Известно, например, что с 1711 сотрудничал с Ф. Джермисони в церкви Сан Никола ай Чезарини (ныне разрушена, но живопись перенесена в монастырь кармелитов Сан Альберто в Риме). Положение молодого художника изменилось после знакомства с графом Николо Содерини, для которого он исполнил около тридцати работ (многие из них были приобретены банкиром Дж. Торлония). Став членом римской Академии Аркадия (под именем Дистанио Этнео), сблизился с представителями знатных семейств — Орсини, Русполи, Массимо, получал от них заказы, писал портреты, смог освободиться от вынужденных невыгодных контрактов. В 1720—1730-е уже сформировалась индивидуальная манера М. Бенефьяла. Его композиции в алтарных картинах и фресках всегда четко построены, в них отсутствуют декоративные элементы, но часто введены архитектурные постройки, формы фигур отличаются крепостью, светлый колорит основан на ярких контрастных цветах в духе болонских мастеров. Бенефьял часто наделял изображения святых портретными чертами. Современники считали, что он "изображал мадонн с лицами прачек", осуждая его веризм и нежелание облагораживать натуру. А. Р. Менгс назвал его метод "esprit de verite". В главных работах Бенефьяла этого времени — Казнь св. Сантурино (1716, Рим, монастырь Санти Джованни э Паоло), Мадонна, приносящая Младенца св. Антонию Падуанскому (1718, Рим, монастырь Сантиссима Аннунциата), Матер Долороза с ангелами, несущими символ Страстей Христа (1721, Рим, монастырь Санта Мария дей Сетте Долори), три полотна на сюжеты из истории св. Галликано (1725—1726, Рим, монастырь Сан Галликано), Крещение Христа (1730-е, Рим, церковь Санта Мария делла Кверча), Казнь Иоанна Крестителя и Молитва Иоанна Крестителя (1730-е, Рим, церковь Санта Мария делле Форначи), Св. Маргарита Кортонская (1729—1730, Рим, церковь Санта Мария ин Аракоели), Казнь св. Иннокентия (1730, Флоренция, галерея Питти), Избиение младенцев (1730, Флоренция, палаццо Ферони, вариант — Рим, палаццо ди Пропаганда Фиде) — проявились черты раннего аркадийского неоклассицизма, повествовательность в интерпретации событий Священного Писания, желание следовать натуре в воспроизведении облика, жестов, чувств героев, блестящее живописное мастерство. В 1730—1740-е положение М. Бенефьяла уже упрочилось, он был одним из самых видных мастеров Рима, тесные контакты существовали у него с французской Академией, директор которой Н. Флейгельс был родственником его жены, уроженцем юга Франции, гасконцем, как и отец Бенефьяла. Обладая незаурядной фантазией, Бенефьял любил изображать "костюмированные" сцены видений и чудес святых, создав наряду с К. Маратти в римской живописи в 1730—1740-х что-то вроде "стиля трубадур" (Видение св. Филиппо Нери, 1721, частное собрание; Видение св. Екатерины Генуэзской, 1737, Рим, Нац. галерея; Св. Матфей крестит королеву Эфиопии, 1747, Пиза, церковь Сан Маттео). Нередко он вводил портретные изображения современников, живо воссоздавая реакцию зрителей на чудо, представляя его как реальное событие. Таковы, например, три его фрески в главном алтаре и на своде апсиды в церкви в Читта ди Кастелло (1747) на сюжеты из истории св. Флориндо и св. Аманцио. В сцене Св. Флориндо и св. Аманцио, присутствующие при реконструкции города с наивной непосредственностью рассказывается о деятельности святых-покровителей Читта ди Кастелло, которые выглядят простыми горожанами, заботящимися о благе жителей. В меньшей степени Бенефьялу удавались сцены драматического содержания (Казнь св. Агнессы, 1750, Рим, церковь Санта Тринита дельи Спаньоли; Видение св. Антония Падуанского, 1755, Рим, церковь Сан Франческо, Мачерата). Его дарованию были ближе сюжеты лирического характера, например, из Метаморфоз Овидия, повествующие о любви мифологических персонажей: Пирам и Тисба и Геракл и Омфала или об истории Адама и Евы (все — 1730—1740-е, Рим, палаццо Барберини), которые он писал по заказу Николо Содерини. Большую известность снискал Бенефьял и как портретист, сумев раскрыть лучшие стороны своего дарования в этом жанре живописи. Подобно Ф. Тревизани и П. Батони, он изображал портретируемых на фоне антиков Рима (Портрет Джона Гамильтона, Эдинбург, Нац. галерея Шотландии), в пейзаже (Семейный портрет Орсини, 1746, Рим, Нац. галерея современного искусства; Портрет молодой дамы, частное собрание), создавал композиции торжественного характера в интерьере (Портрет дочерей маркиза Массимо, 1740, Рим, палаццо Браски; Портрет принцессы Джачинты Русполи Морескотти Орсини; Портрет Филиппо Бернуальдо Орсини, обе — Венеция, фонд Чини) и более камерного звучания (Мужской портрет, 1744, Лондон, частное собрание). Себя Бенефьял изобразил в Автопортрете (1743, Флоренция, галерея Уффици) за работой в мастерской, которая находилась во дворце Николо Содерини. Палитра художника и в портретах оставалась яркой, строящейся на контрастных светлых тонах красок. В отличие от Б. Лути, Ф. Тревизани, С. Конка и К. Джакуинто Бенефьял нашел свой индивидуальный путь обновления римской познебарочной живописи, упрочив в ней традиции классицизма болонской школы. Его умение построить классически уравновешенную композицию, мастерский рисунок, следование натуре высоко ценилось в профессиональной среде. В 1784 известный скульптор В. Пачетти исполнил бюст художника для Протомотеки Капитолийского музея. Ученик Бенефьяла Дж. Понфреди оставил о нем воспоминания. Последователями художника были также А. Р. Менгс, П. Лабруцци, Э. Константини, Дж. Дюпре, Дж. Паркер и др. Преподавал в Академии Св. Луки, где у него было много учеников.

Лит.: De Rinaldis A. L’arte a Roma dal Seicento al Novecento. Bologna, 1949; Waterhaus E. K. Painting in Rome in the Eighteenth Century. The Art Institute of Chicago: Museum Studies. Vol. 6. London, 1971; Falcidia G. Per una definizione del "caso" Benefial // Paragone. 1978. № 343. P. 24—51.

Е. Федотова

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Курочкин В. С.        КУРОЧКИН Василий Степанович (1831—1875) — русский поэт и переводчик (псевдонимы Пр. Знаменский, Темный поэт и др.). Окончив

  • (в назв.; см. (БРУНСВИК), ПРАЖСКИЙ) ПРАЖСКИЙ РЫЦАРЬ Загл. Цв923 (II,228); Бледно - лицый Страж над плеском века - Рыцарь, рыцарь, Стерегущий реку. (О на