Энциклопедия европейского искусства: живописи, скульптуры и графики » Что такое «Маре»?

Значение слова, определение и толкование термина

Маре

Mare

, Ганс фон (Marees, Hans von) 1837, Эльберфельд, Северный Рейн-Вестфалия — 1887, Рим. Немецкий живописец. Учился в подготовительном классе берлинской Академии художеств (1853—1854), затем занимался в мастерской К. Штеффека (1855—1856). В 1857—1864 работал в Мюнхене. Был дружен с ученым-эстетиком К. Фидлером и скульптором А. фон Хильдебрандтом, автором труда Проблема формы в изобразительном искусстве (1893), оказавшем влияние на взгляды художника. В 1864 уехал в Италию. В 1869 посетил Испанию, Францию, Голландию. В 1870 возвратился в Германию. С 1873 постоянно жил в Италии. В мюнхенский период писал преимущественно портреты (Портрет отца, 1860, Мюнхен, галерея замка Шлейсхейм; Молодой человек, 1860, Франкфурт-на-Майне, частное собрание; Художник К. Кноль, 1863, Гамбург, Кунстхалле). Ранние автопортреты (1862, Винтертур, собрание О. Рейнхардта; 1862—1863, Берлин, Гос. музеи) обнаруживают интерес к самоуглубленному познанию мира, внутренних переживаний. В Автопортрете с Ф. Ленбахом (1863, Мюнхен, Новая пинакотека) художник обращается к форме романтического парного портрета, поиску некой гармонии в сопоставлении двух различных, по-своему ярких и индивидуальных характеров. В полотне Всадники в лесу (1864, Мюнхен, частное собрание) зимний заснеженный лес и фигуры военных вызывают ассоциации с образами Фридриха, любившего писать зимние виды Померании. В полотне Купание Дианы (1863, Гамбург, Кунстхалле) изображение фигур нимф в наполненном таинственным волшебством лесу свидетельствуют о начале романтического поиска художником гармонии сосуществования человека и природы, мифа и реальности, что получит развитие в последующие годы. В созданных в Италии полотнах Римский пейзаж (1868, Мюнхен, галерея замка Шлейсхейм), Римский виноградник (1870—1871, Германия, частное собрание), Вечерняя сцена в лесу (1870, Мюнхен, частное собрание) конкретно написанные живописные уголки виноградников и оливковых рощ, превращенные в маленькие траттории, где пьют виноградное вино, художник населяет то реальными, то полумифологическими обнаженными женскими и мужскими фигурами, то объединяет в одном пейзаже и тех и других. Увлекающая Маре идея синтеза мифа и реальности обретает на итальянской почве иное звучание, получая как бы новое эмоциональное дыхание от соприкосновения с великой культурой прошлого, перед которой он преклоняется как романтик и в которой находит этот синтез. О разностороннем живописном даровании художника свидетельствуют выполненные в Италии фрески зала библиотеки Зоологической станции в Неаполе (1873—1875, Берлин, Гос. музеи). В обращении к поиску большой изобразительной формы сказалось знакомство с традицией итальянской ренессансной монументальной живописи. Фигуры загорелых крепких гребцов (Гребцы), юношей на коне среди рощи (Всадник, рвущий апельсины), итальянок в саду (Беседующие женщины) смотрятся объемно в написанных в золотистой красновато-коричневой гамме пейзажах. Под влиянием А. фон Хильдебрандта, работавшего вместе с художником в Италии, интерес к пластически-объемной передаче формы цветом получает развитие и в портретах Маре итальянского периода (А. фон Хильдебрандт, 1868, Мюнхен, частное собрание; Автопортрет, 1883, Мюнхен, галерея замка Шлейсхейм). Поздние произведения Маре 1870—1880-х, оказавшие значительное влияние на мастеров европейского символизма, также отмечены поиском прекрасного эстетического идеала, который художник видит в "золотом веке" античной культуры. Фигуры обнаженных юношей и девушек среди апельсиновых рощ в полотнах Два юноши (1875—1883, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), Три юноши среди апельсиновых деревьев (1875—1880), Золотой век (1879—1885), в триптихе Геспериды (1884—1887, все — Мюнхен, галерея замка Шлейсхейм) олицетворяют естественность и гармонию человеческого и природного бытия. В поэтическом уходе от повседневности звучат ноты сожаления об утерянных современным искусством духовных идеалах. И как подлинный наследник немецких романтиков начала века Маре вновь обращается к форме триптиха старонемецких мастеров (Св. Мартин, св. Губерт, св. Георг, 1885—1887, Мюнхен, галерея замка Шлейсхейм), находя высокое духовное начало в национальной художественной традиции. Творчество Ганса фон Маре выразило поиски немецкого искусства эпохи грюндерства, когда мечта о новом, далеком от буржуазных идеалов искусстве обретала в творчестве художника форму поэтически иносказательного мифа. Его искусство оказало влияние на европейскую живопись символизма.

Лит.: Гильдебрандт А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей. М., 1913; Meier-Graefe J. Hans von Marees. Munchen, 1912; Kuttner E. Hans von Marees. Tragodie des deutschen Idealismus. Dresden, 1958; Einem H. von. Hans von Marees. Munchen, 1967; I Deutsch Romer. Il mito dell’Italia negli artisti tedeschi 1850—1900. Roma, 1988.

Е. Федотова

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Живой языкЖИВОЙ ЯЗЫК. Язык, являющийся в данный момент разговорным яз. к.-н. народа и в связи с этим не остающийся неподвижным, но подвергающ

  • Дворец(от "княжий двор" - жилище князя), монументальное парадное здание. Первоначально - резиденция только властителя, позднее - высшей знати

  • , Стефано (Toffanelli, Stefano) 1752, Наве, ок. Лукки — 1812, Лукка. Итальянский живописец-неоклассицист; с десяти лет занимался у Дж. А. Лукки, в мастерской