Энциклопедия европейского искусства: живописи, скульптуры и графики » Что такое «Мелендес»?

Значение слова, определение и толкование термина

Мелендес

Melendes

, Луис (Melendez, Luis) 1716, Неаполь — 1780, Мадрид. Испанский живописец, миниатюрист. Крупнейший мастер испанского натюрморта XVIII в. Родился в Италии, в семье художника-миниатюриста из Астурии. В 1717 семья переехала в Мадрид, где юноша поступил на подготовительное отделение Академии Сан Фернандо и среди самых одаренных ее учеников занял первое место. Однако он вынужден был в 1747 оставить Академию вслед за своим отцом, изгнанным из нее в результате конфликта. Мелендес вновь посетил Италию (Неаполь, Рим); учился в мадридской мастерской М. Ванлоо искусству портрета, к которому имел творческое призвание; с неожиданной яркостью оно раскрылось в Автопортрете (1746, Париж, Лувр; реплика — Лос-Анджелес, Музей искусств), по национальной характерности модели и безупречности формы одном из лучших созданий этого жанра в испанской живописи 1-й пол. XVIII в. Помогая первоначально отцу, стал миниатюристом и после 1753, вернувшись из Италии, был приглашен Фердинандом VI для иллюминирования книг в Королевской капелле Мадрида. В области натюрморта, к которой художник обратился в нач. 1760-х, проявилась новая грань его творчества. Серии многочисленных натюрмортов, созданных Мелендесом и изображающих "дары испанской природы", предназначались для украшения королевских покоев во дворце Аранхуэса и в большинстве своем собраны ныне в Прадо (34 картины). Некоторые попали в частные и зарубежные коллекции. Жанр натюрморта, почти забытый в испанском обществе XVIII в., усилиями неутомимого Мелендеса стал новым художественным явлением в истории национальной живописи, принес ему известность. Используя опыт европейского (в основном голландского) натюрморта предшествующего столетия и опираясь на традиции испанских бодегонов Санчеса Котана, Сурбарана, Веласкеса, он создал свой тип монументального натюрморта с крупными, выдвинутыми на передний план, предельно объемными, простыми и скромными предметами, наделенными четкостью очертаний, контрастами темного фона и светлых плоскостей (Натюрморт с кувшином и хлебом; Натюрморт со сливами и сыром, оба — Мадрид, Прадо; Натюрморт с яйцами, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг; Натюрморт с арбузом и грушами, Мюнхен, Старая пинакотека). В мастерски построенных и уверенно написанных натюрмортах Мелендес следует тщательно, иногда даже жестко прорисованному изображению натуры; мир реальности не погружает зрителя, как в голландском натюрморте, в близкую, согретую теплом человеческого существования атмосферу, не вносит оттенка поэтической претворенности жизненной прозы, как в классических испанских бодегонах. Ограничение деятельности Мелендеса прославившим его, но однотипным жанром натюрморта (редкие картины на религиозные сюжеты второстепенны), по-видимому, не раскрыло полностью возможностей его богатой творческой натуры. Жизненная судьба принесла художнику немало разочарований, даже в столь манившей его, но не состоявшейся придворной карьере; он умер в нищете.

Лит.: Tufts E. A. Stilistic Study of the Paintings of Luis Melendez. New York, 1971.

Т. Каптерева

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • (от лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление в искусстве XX в., приверженцы которого принципиально отказываются от изображения реал

  • (М. И. Голенищев-Кутузов; см. КУТУЗОВ) Что ты?! / Рехнулась, старушка Расея? / <...> / Офицерам – / Суворова, / Голенищева-Кутузова / благодаря / по