Энциклопедия культурологии

  • Amst.Amsterdam

  • Balt.Baltimore

  • Berk.Berkeley

  • Camb.Cambridge

  • CEA(Zea) Леопольдо (р. 1912) - мекс. философ, виднейший представитель т.н. “философии лат.-амер. сущности”. Научная мысль С. во многом связана с конц

  • CEPP(Serres) Мишель (р. 1930) - франц. философ, культуролог, эстетик, историк науки и религии. Наметил новые подходы к традиц. проблемам культуры, эсте

  • Chi.Chicago

  • Darm.Darmstadt

  • D.C.District of Columbia

  • documentaМеждународная всемирно признанная презентация наиболее продвинутого искусства, организуемая в Касселе (Германия) с периодом в 5 лет в

  • Edin.Edinburgh

  • Fr./M.Frankfurt am Main

  • Gen.Geneve

  • Gott.Gottingen

  • Hamb.Hamburg

  • Hdlb.Heidelberg

  • Indian.Indianapolis

  • KPOHEP (Kroner) Рихард (1884-1974)нем. философ, представитель неогегельянства, проф. (Фрейбург, 1919; Дрезден, 1924; Киль, 1929; Франкфурт-на-Майне, 1934). В 1935 лише

  • L.London

  • Los Ang.Los Angeles

  • Lpz.Leipzig

  • Manch.Manchester

  • Mass.Massachusets

  • Md.Madrid

  • Mil.Milano

  • Munch.Munchen

  • N.Y.New York

  • Oxf.Oxford

  • P.Paris

  • Pa.Pensilvania

  • Phil.Philadelphia

  • Stras.StraBburg, Strasbourg

  • Stuttg.Stuttgart

  • Tub.Tubingen

  • W.Wien

  • Warsz.Warszawa

  • Wash.Washington

  • X.Харьков

  • Z.Zurich

  • Аарон(евр. 'aharon, «осиянный»; греч. 'Aotpcov), в ветхозаветных преданиях первый в чреде первосвященников, родоначальник священнической касты. А.,

  • АбраксасАбрасаксимя космологического существа в представлениях гностиков (I—III вв., см. в ст. «Христианская мифология»). Согласно доктрине

  • Абсолют(лат. absolutus – безусловный)начало безусловное, независимое в своем существовании, свободное от каких-либо ограничений: синоним Божес

  • Абсолютная музыкаОдно из центральных понятий музыкальной эстетики XIX — перв. пол. XX в. А. м. называли инструментальные произведения, свобод

  • АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ направление в англосаксонской философии первых двух десятилетий ХХ в. В своей основе А. и. восходил к гегельянству, и в

  • абстр.абстрактный

  • АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО(беспредметное, нефигуративное) — направление в живописи 20 в., отказавшееся от изображения форм реальной действител

  • Абстрактное киноСпецифическая область кинематографа: явление пограничное и экспериментальное по отношению к самому киноискусству (изобр

  • Абстрактный экспрессионизмПослевоенный (кон. 40-х — 50-е гг. XX в.) этап развития абстрактного искусства. Сам термин еще в 20-е гг ввел немецкий и

  • Абстракционизм(лат. abstractio – отвлечение) – направление в искусстве ХХ в., прежде всего живописи, отказавшейся от изображения форм реальной

  • АБСУРДпонятие, показывающее, что мир выходит за пределы нашего представления о нем; этимологически восходит к латинскому слову absurdus — неб

  • Абсурда театр(от лат. absurdus — нелепый, несообразный, бессмысленный) Направление в театральном искусстве, возникшее во Франции в начале 50-х г

  • Аваддон(евр. 'abaddon, «погибель»; греч.) — «Ангел бездны» (Откр. 9:11), один из предводителей демонов. В текстах Ветхого Завета А. как сила разрушен

  • Авангардизм(фр. avant-garde – передовой отряд)течение в поэзии и драматургии во 2-й половине ХХ в., выступавшее против реализма, внешнего правдоп

  • АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО в системе эстетических ценностей культуры ХХ в., ориентированных на новаторское понимание того, как следует писать

  • Августин(Augustinus) Аврелий (13.11.354, Тагаст, Сев. Африка, - 28.8.430, Гиппон, Сев. Африка), христианский философ и теолог, представитель латинской патри

  • Августинианствонаправление в средневековой схоластике, связанное с влиянием идей Августина. Для А. характерны: ориентация более на Платон

  • Авимелех(евр. 'abimelek, «отец мой царь»), в ветхозаветных преданиях:1) царь Герара (город филистимлян), персонаж легенд об Аврааме и Сарре и об Ис

  • Авраам(евр. 'abraham, срв. имя a-bu-ra-mu, засвидетельствованное в месопотамских клинописных текстах со 2-й половины Ш-го тыс. до н. э„ а также в обнар

  • австр.австрийский

  • австрал.австралийский

  • АВТОКОММУНИКАЦИЯ (ср. индивидуальный язык) - понятие, подробно проанализированное в рамках семиотической культурологии Ю. М.Лотмана. При об

  • АвтоматизмОдин из достаточно распространенных приемов, использующихся в XX в. при создании произведений искусства. Различают несколько ви

  • Автоматическое письмоОсновной художественный прием сюрреализма. В первом «Манифесте» сюрреализма (1924) А.Бретон отождествляет эти понятия

  • Автор(от лат. auctor — виновник, учредитель, основатель, податель мнения или совета, сочинитель), авторство — термины, выражающие специфическо

  • Агарь(имя родственно семит, корню со значением «отвращаться, откочевывать, бежать», откуда араб, слово «хиджра», прилагаемое к бегству Муха

  • Агасфер(лат. Ahasuerus), «Вечный жид», персонаж христианской легенды позднего западноевропейского средневековья. Имя А. — стилизованное библей

  • Агиографияжития святых: повествования о жизни и подвигах людей, признанных церковью святыми.

  • Агон(греч. – борьба, состязание) – отличительная черта древнегреческого быта – неудержимое стремление к любым состязаниям, почти во всех

  • Ад(греч. , срв. Аид), преисподняя [лат. Locus infernus, «нижнее место», отсюда итал. Inferno, франц. l'Enfer, нем. Holle, англ. Hell, «место сокрытия», срв. др.-сканд. h

  • АдаптацияФеномен виртуализации (см.: Виртуальная реальность) психологии эстетического восприятия. Гиперреалистичность виртуального мира

  • АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯприспособление человеческих сообществ, социальных групп и отд. индивидумов к меняющимся природно-геогр. и истор. (соц

  • Адживикаодно из неортодоксальных древнеиндийских учений, отрицающих существование души. Его основателем считается мудрец Маркалидева (VI

  • АДЛЕР(Adler) Альфред (1870-1937) - австр. психолог, ученик Фрейда, основатель школы “индивидуальной психологии”. Получил мед. образование в Вен. ун

  • АдонаиА д о н а й[евр. 'adonay, «Господь мой»; в свете текстов Угарита возможно более древнее значение — «Господь всего»; грамматич. форма — т. н.

  • Адопцианизм(от лат. adoptio - «усыновление»), христианская теологическая доктрина, рассматривающая Иисуса Христа как Сына Божьего не по природ

  • АДОРНОВизенгрувд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969) нем. философ, представитель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Учился

  • Азазель(евр. 'aza'zel)в представлениях иудаизма демоническое существо. В Библии А. упоминается только в контексте описания ритуала «дня искупл

  • АЗИАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ1) традиционные культуры стран и коренных народов в геогр. пространстве Азии; каждая из таких А.к. трактуется как относит

  • акад.академик

  • Акафист(греч.- «гимн, при воспевании которого нельзя сидеть», церк.-слав. «неседален») — жанр православной церковной поэзии, разновидность

  • Акведук(водопровод) – поднятый на высоких арках наподобие моста открытый или закрытый канал для снабжения водой городов, главным образом

  • Акиндин, Григорий (нач. XIV в., Прилеп, Македония, - после 1347, Константинополь), византийский богослов и философ. Состоял в дружеских и ученичес

  • АККУЛЬТУРАЦИЯпроцесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредств. контакте и взаимовлиянии разны

  • Аккумуляция(фр. accumulation — накопление, аккумуляция; нагромождение)Одна из разновидностей ассамбляжа, когда из множества одинаковых или одно

  • АКМЕИЗМ(от греч. — расцвет, вершина, острие)литературное течение, отразившее новые эстетич. тенденции в искусстве нач. 1910-х гг., охватившее н

  • АКСИОЛОГИЯ(от греч. — ценность) учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. В традиц. понимании — раздел филос.

  • Аксиома(греч. axioma – принятое положение) – положение, принимаемое без логических доказательств.

  • АКЦЕНТНЫЙ СТИХ (или чисто тонический, или ударный стих) – стихотворный размер (см. СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА), самый свободный по шкале метричес

  • Акция(или искусство акции) Обобщенное понятие для обозначения динамических, процессуальных практик современного искусства (арт-практик),

  • Алеаторика(от лат. alеa — игра в кости, случайность, жребий) Метод музыкальной композиции с незакрепленным звуковым текстом; как самостоятел

  • Аллегория(греч. — иносказание), условная форма высказывания, при которой наглядный образ означает нечто «иное», чем есть он сам, его содерж

  • АЛПАТОВМихаил Владимирович (1902-1986) - историк и теоретик искусства. А. внес самобытный вклад в теорию т.н. “структурного анализа”, а также в о

  • Алтарьв античную эпоху: возвышение для сожжения жертвоприношений богам; в христианском храме: место для богослужебных действий священник

  • Алхимия(лат. alchimia) – донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (III–IV вв. н.э.), алхимия получила широкое распространение в З

  • Альтернативные культурыподсистемы в культуре, так называемые новые культуры, противопоставляемые традиционной, господствующей в обществ

  • Альтруизм(лат. alter – другой) – бескорыстная забота о благе других людей. Альтруизм противоположен эгоизму.нравственный принцип, заключающ

  • Амвросий Медиоланский(Ambrosius) (333/4 или 339/40, Августа Треверорум, совр. Трир, — 4. 4. 397, Медиолан, совр. Милан), представитель западной (латинской) п

  • АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМодна из разновидностей европоцентризма, рассматривающая Америку как цитадель новой культуры. Осмысление культурных св

  • АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛАв антропологии, или амер. школа истор. этнологии (школа Боаса) — направление, определившее развитие амер. а

  • Ампир(фр. empire – букв. империя) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий ХIХ в., завершивший развитие классици