Энциклопедия культурологии

  • Аарон(евр. 'aharon, «осиянный»; греч. 'Aotpcov), в ветхозаветных преданиях первый в чреде первосвященников, родоначальник священнической касты. А.,

  • АбраксасАбрасаксимя космологического существа в представлениях гностиков (I—III вв., см. в ст. «Христианская мифология»). Согласно доктрине

  • Абсолют(лат. absolutus – безусловный)начало безусловное, независимое в своем существовании, свободное от каких-либо ограничений: синоним Божес

  • Абсолютная музыкаОдно из центральных понятий музыкальной эстетики XIX — перв. пол. XX в. А. м. называли инструментальные произведения, свобод

  • АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ направление в англосаксонской философии первых двух десятилетий ХХ в. В своей основе А. и. восходил к гегельянству, и в

  • абстр.абстрактный

  • АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО(беспредметное, нефигуративное) — направление в живописи 20 в., отказавшееся от изображения форм реальной действител

  • Абстрактное киноСпецифическая область кинематографа: явление пограничное и экспериментальное по отношению к самому киноискусству (изобр

  • Абстрактный экспрессионизмПослевоенный (кон. 40-х — 50-е гг. XX в.) этап развития абстрактного искусства. Сам термин еще в 20-е гг ввел немецкий и

  • Абстракционизм(лат. abstractio – отвлечение) – направление в искусстве ХХ в., прежде всего живописи, отказавшейся от изображения форм реальной

  • АБСУРДпонятие, показывающее, что мир выходит за пределы нашего представления о нем; этимологически восходит к латинскому слову absurdus — неб

  • Абсурда театр(от лат. absurdus — нелепый, несообразный, бессмысленный) Направление в театральном искусстве, возникшее во Франции в начале 50-х г

  • Аваддон(евр. 'abaddon, «погибель»; греч.) — «Ангел бездны» (Откр. 9:11), один из предводителей демонов. В текстах Ветхого Завета А. как сила разрушен

  • Авангардизм(фр. avant-garde – передовой отряд)течение в поэзии и драматургии во 2-й половине ХХ в., выступавшее против реализма, внешнего правдоп

  • АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО в системе эстетических ценностей культуры ХХ в., ориентированных на новаторское понимание того, как следует писать

  • Августин(Augustinus) Аврелий (13.11.354, Тагаст, Сев. Африка, - 28.8.430, Гиппон, Сев. Африка), христианский философ и теолог, представитель латинской патри

  • Августинианствонаправление в средневековой схоластике, связанное с влиянием идей Августина. Для А. характерны: ориентация более на Платон

  • Авимелех(евр. 'abimelek, «отец мой царь»), в ветхозаветных преданиях:1) царь Герара (город филистимлян), персонаж легенд об Аврааме и Сарре и об Ис

  • Авраам(евр. 'abraham, срв. имя a-bu-ra-mu, засвидетельствованное в месопотамских клинописных текстах со 2-й половины Ш-го тыс. до н. э„ а также в обнар

  • австр.австрийский

  • австрал.австралийский

  • АВТОКОММУНИКАЦИЯ (ср. индивидуальный язык) - понятие, подробно проанализированное в рамках семиотической культурологии Ю. М.Лотмана. При об

  • АвтоматизмОдин из достаточно распространенных приемов, использующихся в XX в. при создании произведений искусства. Различают несколько ви

  • Автоматическое письмоОсновной художественный прием сюрреализма. В первом «Манифесте» сюрреализма (1924) А.Бретон отождествляет эти понятия

  • Автор(от лат. auctor — виновник, учредитель, основатель, податель мнения или совета, сочинитель), авторство — термины, выражающие специфическо

  • Агарь(имя родственно семит, корню со значением «отвращаться, откочевывать, бежать», откуда араб, слово «хиджра», прилагаемое к бегству Муха

  • Агасфер(лат. Ahasuerus), «Вечный жид», персонаж христианской легенды позднего западноевропейского средневековья. Имя А. — стилизованное библей

  • Агиографияжития святых: повествования о жизни и подвигах людей, признанных церковью святыми.

  • Агон(греч. – борьба, состязание) – отличительная черта древнегреческого быта – неудержимое стремление к любым состязаниям, почти во всех

  • Ад(греч. , срв. Аид), преисподняя [лат. Locus infernus, «нижнее место», отсюда итал. Inferno, франц. l'Enfer, нем. Holle, англ. Hell, «место сокрытия», срв. др.-сканд. h

  • АдаптацияФеномен виртуализации (см.: Виртуальная реальность) психологии эстетического восприятия. Гиперреалистичность виртуального мира

  • АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯприспособление человеческих сообществ, социальных групп и отд. индивидумов к меняющимся природно-геогр. и истор. (соц

  • Адживикаодно из неортодоксальных древнеиндийских учений, отрицающих существование души. Его основателем считается мудрец Маркалидева (VI

  • АДЛЕР(Adler) Альфред (1870-1937) - австр. психолог, ученик Фрейда, основатель школы “индивидуальной психологии”. Получил мед. образование в Вен. ун

  • АдонаиА д о н а й[евр. 'adonay, «Господь мой»; в свете текстов Угарита возможно более древнее значение — «Господь всего»; грамматич. форма — т. н.

  • Адопцианизм(от лат. adoptio - «усыновление»), христианская теологическая доктрина, рассматривающая Иисуса Христа как Сына Божьего не по природ

  • АДОРНОВизенгрувд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969) нем. философ, представитель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Учился

  • Азазель(евр. 'aza'zel)в представлениях иудаизма демоническое существо. В Библии А. упоминается только в контексте описания ритуала «дня искупл

  • АЗИАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ1) традиционные культуры стран и коренных народов в геогр. пространстве Азии; каждая из таких А.к. трактуется как относит

  • акад.академик

  • Акафист(греч.- «гимн, при воспевании которого нельзя сидеть», церк.-слав. «неседален») — жанр православной церковной поэзии, разновидность

  • Акведук(водопровод) – поднятый на высоких арках наподобие моста открытый или закрытый канал для снабжения водой городов, главным образом

  • Акиндин, Григорий (нач. XIV в., Прилеп, Македония, - после 1347, Константинополь), византийский богослов и философ. Состоял в дружеских и ученичес

  • АККУЛЬТУРАЦИЯпроцесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредств. контакте и взаимовлиянии разны

  • Аккумуляция(фр. accumulation — накопление, аккумуляция; нагромождение)Одна из разновидностей ассамбляжа, когда из множества одинаковых или одно

  • АКМЕИЗМ(от греч. — расцвет, вершина, острие)литературное течение, отразившее новые эстетич. тенденции в искусстве нач. 1910-х гг., охватившее н

  • АКСИОЛОГИЯ(от греч. — ценность) учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. В традиц. понимании — раздел филос.

  • Аксиома(греч. axioma – принятое положение) – положение, принимаемое без логических доказательств.

  • АКЦЕНТНЫЙ СТИХ (или чисто тонический, или ударный стих) – стихотворный размер (см. СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА), самый свободный по шкале метричес

  • Акция(или искусство акции) Обобщенное понятие для обозначения динамических, процессуальных практик современного искусства (арт-практик),

  • Алеаторика(от лат. alеa — игра в кости, случайность, жребий) Метод музыкальной композиции с незакрепленным звуковым текстом; как самостоятел

  • Аллегория(греч. — иносказание), условная форма высказывания, при которой наглядный образ означает нечто «иное», чем есть он сам, его содерж

  • АЛПАТОВМихаил Владимирович (1902-1986) - историк и теоретик искусства. А. внес самобытный вклад в теорию т.н. “структурного анализа”, а также в о

  • Алтарьв античную эпоху: возвышение для сожжения жертвоприношений богам; в христианском храме: место для богослужебных действий священник

  • Алхимия(лат. alchimia) – донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (III–IV вв. н.э.), алхимия получила широкое распространение в З

  • Альтернативные культурыподсистемы в культуре, так называемые новые культуры, противопоставляемые традиционной, господствующей в обществ

  • Альтруизм(лат. alter – другой) – бескорыстная забота о благе других людей. Альтруизм противоположен эгоизму.нравственный принцип, заключающ

  • Амвросий Медиоланский(Ambrosius) (333/4 или 339/40, Августа Треверорум, совр. Трир, — 4. 4. 397, Медиолан, совр. Милан), представитель западной (латинской) п

  • АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМодна из разновидностей европоцентризма, рассматривающая Америку как цитадель новой культуры. Осмысление культурных св

  • АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛАв антропологии, или амер. школа истор. этнологии (школа Боаса) — направление, определившее развитие амер. а

  • Ампир(фр. empire – букв. империя) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий ХIХ в., завершивший развитие классици

  • АМСТЕРДАМСКАЯ ШКОЛАодно из поздних эволюционистских направлений в зап. этнологии. Развивалось в Нидерландах в пер. пол. 20 в. на базе кафедр

  • Амфитеатрзрительный зал для театра, стадиона и др., первоначально открытый, с дугообразно расположенными ступенчатыми рядами сидений.

  • Амфораантичный глиняный сосуд с узким горлышком и двумя ручками; использовался обычно для хранения вина и растительного масла.

  • АНАкадемия наук

  • АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ответвление психоанализа, разработанное швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Вначале Юнг

  • АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ философская традиция, объединяющая различные философские направления (логический позитивизм, философию лингвис

  • Аналитическое искусствосм.: Филонов П.

  • Анафема(греч. anathema)отлучение от церкви.

  • АНГАЖИРОВАННОСТЬ(фр. вовлеченность) - сознательно выбранная обществ, позиция.В общественно-полит, обиход термин введен Сартром. По его мнен

  • Ангажированность эстетическая(aesthetic engagement) Термин, интерпретируемый Арнольдом Берлеантом (современным американским эстетиком. — Ред.), ка

  • Ангелус Силезиус(лат. Angelus Silesius - «Силезский Вестник») — псевдоним, настоящее имя — Иоганн Шеффлер (Scheffler) (25.12.1624, Бреслау, — 9.7.1677, там же), нем

  • Ангелы(греч. — «вестники») — бесплотные духовные существа, наделенные разумом и свободной волей, сотворенные Богом для того, чтобы служить

  • АНДРЕЕВДаниил Леонидович (1906-1959) - философ, культуролог, писатель. Сын Леонида Андреева; окончив Высшие лит. курсы, А. работал художником-шри

  • Андрей(греч. ), один из двенадцати апостолов. Брат Петра, галилеянин, рыбачил на Тивериадском озере («море Галилейском») и входил в общину уч

  • АНЕКДОТединственный в ХХ в. продуктивный жанр городского фольклора. Сердцевина А., его пуант (неожиданная развязка) осуществляет разрядку

  • Анималистический жанр(лат. animal – животное)изображение животных в живописи, скульптуре и графике. Художники, работающие в этом жанре, назыв

  • Анимизм(от лат. anima – душа)1) одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов, в на

  • "Анналов" школасм. Школа "Анналов"

  • Ансельм Кентерберийский(Anselmus) (1033, Аоста, Италия, — 21.4.1109, Кентербери, Англия), первый представитель зрелой схоластики. В 1060 г. вступил в бене

  • АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫвыражение внутренней сложности культуры, представляющей собой многоаспектный феномен. Антиномия как единство дв

  • Антиномия(греч. — antinomia — противоречие закона самому себе) Философское понятие, означающее сочетание (или единство) противоположных, взаим

  • Антисемитизмодна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям. Особенно насаждался германскими фаши

  • Антитринитарии(греч. - против и лат. trinitas -троица), приверженцы христианских ересей, отрицающих догмат о единстве сущности Бога в трех Ипост

  • Антихрист(греч. , «противохристос»), в христианском вероучении противник Иисуса Христа, который явится в конце времен и возглавит борьбу пр

  • Античность(от лат. anticus – древний) – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном знач

  • Антропогенез(от гр. antropos – человек + genos – рождение)1) процесс возникновения и развития человека как общественного существа2) раздел антропо

  • АНТРОПОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛАшкола, осн. нем. географом Ратцелем. Ставила своей целью исследование отношений между человеком и окружающей с

  • АНТРОПОЛОГИЯобласть научного познания, в рамках к-рой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств,

  • АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯодно из направлений познания социокультурной истории человечества, находящееся на стыке эмпирич. исследований

  • Антропология культурнаянаучное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологи

  • Антропология социальнаяисследует функционирование социальных институтов и функциональную интеграцию социальных структур; сформировала

  • Антропоморфизм(греч. anthropomorphos – уподобленный человеку) – очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, я

  • Антропос(греч. «человек»), в представлениях позднеантичного мистического синкретизма и особенно христианского или околохристианского гн

  • Антропоцентризм(греч. anthropos – человек + лат. сentrum – мировоззрение) – принцип культурного творчества, согласно которому человек есть центр

  • АНЦИФЕРОВНиколай Павлович (1889-1958) - культуролог, историк, краевед. После окончания в 1915 историко-филол. ф-та С.-Петербург, ун-та А. начал актив

  • Апокалипсис(греч. apokalypsis – откровение)одна из книг Нового завета, приписываемая Иоанну Богослову. Содержит пророчества о «конце света», о б

  • Апокалиптика(от греч. - «откровение»), направление в позднебиблейской и послебиблейской религиозной мысли иудейства, выражавшее себя в фор

  • Апокрифы(греч. apokryphos – тайный, сокровенный)произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в канон.

  • Аполлинер(Apolinnaire) (Гийом (1880-1918) Французский поэт, чье творчество во многом предвосхитило появление орфизма, кубизма, футуризма, дада, сюрреа