Энциклопедия литературных героев » Что такое «Алексей Иванович»?

Значение слова, определение и толкование термина

Алексей Иванович

Aleksey Ivanovich

АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ - герой романа Ф.М.Достоевского «Игрок» (1866), 25-летний дворянин без средств, домашний учитель, живущий с семьей русского генерала (падчерицей Полиной и малолетними детьми) в отеле на немецком курорте Рулетенбурге. Генерал и окружающие его авантюристы-французы, маркиз Де-Грие и красавица Бланш, ждут богатого наследства от больной московской «бабушки»: тогда Де-Грие сможет жениться на Полине, а Бланш станет генеральшей. А.И. влюблен в Полину, но та отвечает ему презрением.

Неожиданно приехавшая «бабушка» проигрывает в рулетку почти все свое состояние, лишив Полину и генерала наследства. Де-Грие отказывается «без денег» жениться на Полине, которая еще должна французу 50 тысяч. Гордая до страсти, Полина хочет бросить их в «подлое лицо» Де-Грие. Деньги должен выиграть А.И. Счастливый случай приносит ему огромную сумму, но игра из средства самоутверждения и «служения» любимой превращается для него в настоящую страсть. Более полутора лет А.И. скитается по «игорным» городам Германии, опускаясь до службы в лакеях, попадая в тюрьму за неуплаченный долг.

В образе А.И. есть автобиографические черты: в 1860-е гг. в Германии сам писатель пережил сильнейшую страсть к рулетке; история любви к Полине во многом повторяет перипетии отношений Достоевского и А.П.Сусловой. Предшественники А.И. в русской литературе - «игроки» Германн («Пиковая дама» Пушкина) и Арбенин («Маскарад» Лермонтова), в зарубежной - герои Гофмана и Бальзака.

Лит.: Достоевская А.Г. Воспоминания. М, 1987; Бем А.Л. «Игрок» Достоевского (В свете новых биографических данных)

//«Современные записки». Париж, 1925. Кн. XXIV; Бурсов Б.И. Личность Достоевского: Роман-исследование. Л., 1974.

О.А.Богданова

По роману Достоевского написана опера С.С.Прокофьева «Игрок» (перв. редакция 1916-1917, вторая 1927). Диалогическая структура литературного первоисточника позволила трансформировать повествование в драматическое действие, сохранив «интонации» Достоевского. Динамика романа, его яркие контрасты в ситуациях и столкновениях характеров дали благодатный материал для музыки. Благодаря усечению эпилога, повествующего о дальнейшем нравственном падении А.И., образ главного героя обрел трагическую завершенность. Последние слова А.И. недвусмысленно подтверждают перерождение его, томимого любовью к Полине, в одержимого игрока. Опера Прокофьева, поставленная Б.А.Покровским (Большой театр, 1974) с А.Д.Масленниковым и Г.П.Вишневской в главных ролях, доказала жизнеспособность героев Достоевского на музыкальной сцене.

И.И.Силантьева

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • (boy actors)Английская сцена не знала профессиональных актрис до 1660 г., а следовательно, во всех женских ролях в пьесах Шекспира долгое время был

  • Леонидов Иван Ильич(1902-1959), советский архитектор. Окончил московский Вхутеин (1927), где учился у А. А. Веснина; преподавал там же (1928-30). Один из

  • Махмуд Мухтар(1891-1934), египетский скульптор. Основоположник национальной скульптурной школы XX в. Учился в Художественном институте в Каире,