Энциклопедия литературных героев » Что такое «Алёша Валковский»?

Значение слова, определение и толкование термина

Алёша Валковский

Alyosha Valkovsky

АЛЁША ВАЛКОВСКИЙ - герой романа Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1861), сын князя Валковского. Случайно став соперником отца в делах амурных, был сослан князем в имение Васильевское, где встретил и полюбил дочь управляющего Наташу Ихменеву. После переезда Ихменевых в Петербург А. уговаривает Наташу оставить родных и обвенчаться тайком. «Премилейший мальчик, красавчик собой, слабый и нервный, как женщина, но вместе с тем веселый и простодушный, с душой отверстою и способной к благороднейшим ощущениям, с сердцам любящим, правдивым и признательным», он совершенно лишен характера и собственной воли. «Он и дурной поступок, пожалуй, сделает, да обвинить его за этот дурной поступок, пожалуй, нельзя будет, а разве что пожалеть» - так говорит о нем Наташа, любящая его странной страдальческой любовью.

А. вообще не задумывается о последствиях своих поступков - вопреки здравому смыслу он надеется на благополучный исход своей связи с Наташей, несмотря на явную вражду и непримиримость отцов. Он снимает для Наташи «изящную» квартиру, но, когда кончаются карманные деньги, он как бы даже не замечает, что Наташа переезжает в плохонькую квартирку и начинает работать. Не замечает он по сути и душевных терзаний Наташи. Он строит фантастические планы (писать повести, роман на сюжет комедии Скриба, давать уроки музыки), но ничего не предпринимает, изменяет невесте с Жозефинами и Миннами, возвращается с виноватым видом и ей же рассказывает подробности своих похождений. Он влюбляется в Катю, с которой его знакомит отец, но продолжает любить и Наташу. «Мы будем все трое любить друг друга», мечтает он, не задумываясь о заведомой несбыточности этой идиллической картины. Разбивая сердце Наташи, ломая ее судьбу, причиняя нечеловеческие страдания Ихменевым, от которых в своей жизни он видел только добро, А. остается невинным и безмятежным. Уезжая с Катей в деревню, он уверяет Наташу, что умрет без нее. Он мучает и мучается, грешит и кается, рыдает и начинает грешить снова.

Образ А. сложен. В социальном плане это «княжеский сын», унаследовавший от отца не только «голубую кровь», титул, аристократическую гордость и высокомерие, но и тайное, подсознательное влечение к пороку. Это жертва дурной наследственности и развращенной среды (в его частых поездках к Миннам и Жозефинам - прозрачный намек на сладострастие с пряным привкусом разврата). Отсюда его вечное несовершеннолетие, инфантильность, наивное витание в облаках и отсутствие элементарных представлений о действительности. В психологическом плане это идеалист-утопист в духе Петрашевского. (Так, К.Мочульский предполагает, что Левинь-ка и Боренька, с которыми на почве «идей» сошелся А., попали в роман Достоевского из «Горя от ума» Грибоедова. Если принять эту версию, то они - перенесенные из «английского клуба» в кружок Петрашевского Левой и Боренька, а Алеша играет роль Репетилова.) В нравственном - это воплощение «естественного человека» Руссо, с его «добрым от природы сердцем; человек без характера, без воли и без личности, обреченный на подчинение». «Доброе сердце» и «невинность» не спасают и не удерживают А. от измен, обмана, предательства. Несмотря на всю свою чувствительность и ежесекундную готовность упасть на колени, покаяться в грехах и разразиться бурными потоками слез, он самый неистовый эгоист.

Вместе с тем Достоевский (как отмечают В.Туниманов, Е.Маймин) не идеализирует А., но и не клеймит его - ни за происхождение, ни за патологическую слабость и зависимость от чужой воли, ни за визиты к доступным и веселым женщинам. А. не только мучитель. Даруя ему свободу, Наташа своим надрывно-благородным жестом спасает А. от бессрочной каторги неистовой любви, в которой ему была предуготовлена роль жертвы.

В лице А. Достоевский казнит свое «невинное» прекраснодушие сороковых годов, которое после опыта каторги представляется ему непростительным легкомыслием, а любовная линия Наташа - Алеша - Иван Петрович предвещает «троицы»: Свидригайлов - Дуня - Разумихин («Преступление и наказание»), Мышкин - Настасья Филипповна - Рогожин и Настасья Филипповна - Мышкин - Аглая («Идиот»), Ставрогин - Даша - Лиза («Бесы»), Дмитрий Карамазов - Грушенька - Катерина Ивановна («Братья Карамазовы») и др. Любящий нелюбим, а любимый не любит, кольцо любви «размыкается» кем-то третьим, и эта троичность свидетельствует о трагичности любви и невозможности счастья, утоления любовной тоски в этом мире. Лит. см. к статье «Наташа Ихменева».

Д.В.Мулкахайнен

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • лири́ческое отступле́ниевнесюжетный элемент текста, из числа тех, которые могут быть использованы в произведениях эпических (роман) и лир

  • (сокр.: Юрий - Ю. И. Юркун) Юр. Юркуну Посв. Куз914 (207); Юр. Юркуну Посв. Куз921 (255); Юр. Юркуну Посв. Куз921 (270); Юр. Юркуну Посв. Куз922 (275); Юр. Юркуну Посв.

  • СОН1) культурная универсалия, образ и мифологема альтернативной реальности; 2) специфично пограничное состояние сознания, описанное в терм