Художественная энциклопедия » Что такое «Абрамцевский художественный кружок»?

Значение слова, определение и толкование термина

Абрамцевский художественный кружок

Abramtsevsky khudozhestvenny kruzhok

Абра́мцевский худо́жественный кружо́к

(Мамонтовский кружок), неформальное объединение русской творческой интеллигенции (художников, музыкантов, театральных деятелей, учёных). Действовал в 1870—90-х гг. в Абрамцево–усадьбе предпринимателя и мецената С.И.Мамонтова.

[Абрамцевский художественный кружок. Фото 1]
В. А. Серов. «Девочка с персиками». 1887г. Государственная Третьяковская галерея. Москва


Начало кружку было положено в 1872г. в Риме. Мамонтов познакомился с работавшими там русскими художниками и деятелями искусства: В.Д.Поленовым, М.М.Антокольским, А.В.Праховым и др. По возвращении на родину меценат пригласил художников в Москву. С 1874г. они собираются в московском доме мецената на Садовой-Спасской улице и в его имении Абрамцево. В нач. 1880-х гг. круг гостей Мамонтова расширился: в усадьбу приезжают В.А.Серов, К.А.Коровин, И.Е.Репин, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Е.Д.Поленова, М.В.Нестеров и др. Абрамцево, по выражению И.Е.Репина, стало для художников «самой лучшей на свете дачей». Здесь они жили в летние месяцы вместе со своими семьями, размещаясь в главном усадебном доме, в летних деревянных строениях и флигелях, возведённых заботливым хозяином. Участники Абрамцевского художественного кружка провозгласили культ красоты, смело обращались к традициям народного искусства в поисках новых стилевых решений. Здесь было создано немало шедевров русского искусства. Знаменитый портрет дочери С.И.Мамонтова Веры «Девочка с персиками» (1887) написан Серовым в столовой абрамцевского дома. Васнецов работал над сказочными полотнами «Алёнушка» (1881) и «Богатыри» (1898), Репин – над картиной «Проводы новобранца» (1879), Нестеров собирал этюды для «Видения отроку Варфоломею» (1890). Пейзажи окрестностей усадьбы запечатлены в полотнах В.Д.Поленова, И.С.Остроухова, И.И.Левитана, М.В.Нестерова. Работы, созданные художниками в Абрамцево, обогатили русскую живопись глубоким проникновением в поэтику русской старины, превосходными образцами национального лирического пейзажа.

[Абрамцевский художественный кружок. Фото 2]
В. М. Васнецов. Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево. 1881—82гг.


Деятельность Абрамцевского художественного кружка положила начало неорусскому стилю в архитектуре (флигель-мастерская, архитектор В.А.Гартман, 1873; баня-теремок, архитектор И.П.Ропет, 1877; церковь Спаса Нерукотворного, архитектор В.М.Васнецов, 1881—82, её внутреннее убранство – И.Е.Репин, Н.В.Неврев, М.М.Антокольский и др.).

[Абрамцевский художественный кружок. Фото 3]
М. А. Врубель. Декоративное блюдо «Садко». Майолика. 1896–1901гг. Частное собрание. Москва


В Абрамцево началось возрождение утраченных и забытых русских народных ремёсел: резьбы по дереву, изразцов, вышивки. Художники устраивали экспедиции в северные русские города для изучения сохранившихся там древних памятников архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства (поездки финансировал Мамонтов), искали образцы народного творчества в окрестных деревнях. Члены кружка организовали в Абрамцево столярно-резчицкую, вышивальную и гончарную мастерские. В 1880—90-х гг. в столярной мастерской местные резчики создавали по эскизам Е.Д.Поленовой и В.М.Васнецова предметы домашней утвари – деревянные сундуки, мебель и т.д. Продукция мастерской пользовалась большой популярностью, экспонировалась на всероссийских и международных выставках, завоёвывала золотые медали. Недолго просуществовавшая вышивальная мастерская выпускала скатерти из самотканого холста, вышитые полотенца, фартуки.

[Абрамцевский художественный кружок. Фото 4]
Е. Д. Поленова. Совы. Резьба по дереву. 1891—94гг.


В гончарной мастерской ярко раскрылся талант М.А.Врубеля – скульптора и керамиста. Выполненные им майоликовые вазы, декоративные панно, изразцы для каминов и статуэтки, открыли новую страницу в истории русского декоративно-прикладного искусства.
Одним из самых перспективных начинаний кружка стали любительские спектакли. Начиная с 1878г., они ставились каждый сезон: зимой – в особняке на Садовой-Спасской в Москве, летом – в Абрамцево. Декорации, костюмы, афиши и сценарии к ним создавали сами художники, часто выступавшие и в качестве актёров. В любительских спектаклях участвовали также К.С.Станиславский, Ф.И.Шаляпин. Самой знаменитой постановкой абрамцевского кружка стала «Снегурочка» А.Н.Островского (1882). Декорации и костюмы к сказке, созданные по эскизам В.М.Васнецова, стали новым словом в театрально-декорационном искусстве того времени. Из домашних музыкальных постановок родилась идея мамонтовской частной оперы, где в полную силу раскрылся талант Ф.И.Шаляпина.
Абрамцевский художественный кружок стал уникальной творческой лабораторией, где вырабатывались новые идеи и художественные формы, сыгравшие важную роль в развитии русского искусства, в частности в формировании национального варианта общеевропейского стиля модерн.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Брак Жорж(Braque) (1882-1963), французский живописец и график, скульптор. Учился в Школах изящных искусств в Гавре и Париже (1902-04). С 1905 писал пейзажи

  • Энциклопедия ■ Смеяться над ней из презрения, как над старомодным произведением, и даже ругать.