Художественная энциклопедия » Что такое «Академизм»?

Значение слова, определение и толкование термина

Академизм

Akademizm

Академизм

(франц. acadеmisme), направление, сложившееся в художественных академиях XVI-XIX вв. (см. Академии художественные) и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые превращались им, однако, в систему "вечных" канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной "высокого" искусства, академизм противопоставлял ей вневременные и вненациональные формы красоты, идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью рисунка и колорита, театральностью композиции, жестов и поз. Являясь, как правило, официальным направлением в дворянском и буржуазном классовых обществах, академизм обращал свою идеалистическую эстетику против передового национального реалистического искусства. Под ударами художников-реалистов и буржуазно-индивидуалистической творческой оппозиции академизм распадался и видоизменялся. В XX в. в ряде стран он иногда проявлялся в обновлённых формах неоклассицизма.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

академи́зм

(франц. academisme), направление в изобразительном искусстве, возникшее под эгидой художественных академий 16–19вв. и основанное на следовании внешним формам и приёмам искусства античности и эпохи Возрождения. Отобранные в наследии прошлого традиции, признанные классическими, были переработаны в систему правил, по которым предписывалось создавать картины и скульптуры. Практически это выражалось в повторе и комбинировании формальных приёмов, признанных «наилучшими» в произведениях разных эпох. В результате главным творческим методом становится эклектика: академические произведения прямо «цитировали» отдельные фигуры или целые группы, предметы или куски пейзажа из знаменитых, часто разновременных, творений великих мастеров прошлого.

[Академизм. Фото 1]
В. П. Верещагин. «Осада Троице-Сергиевой лавры в 1608г.». 1891г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург


Академизм, наиболее ярко проявивший себя в 19в. (А.Канова в Италии, Д.Энгр во Франции; в России в первой пол. 19в. Ф.А.Бруни, П.В.Басин, А.Т.Марков; во второй пол. 19в. П.П.Чистяков, Г.И.Семирадский, К.Е.Маковский), базировался «на руинах» исчерпавшего себя классицизма. Противопоставляя «высокое» искусство «низкой» действительности, выработал отвлечённые, «вечные» нормы красоты, обращался к сюжетам, далёким от реальности (в основном из мифологии и Священной истории). Создавались подчёркнуто идеализированные образы, чему способствовали условность и театральность композиции, жестов и поз. Главное внимание уделялось рисунку; цвету отводилась роль раскрашивания фигур и предметов. Академизм утверждал себя в борьбе с зарождавшимся романтизмом, а позднее – с реализмом; однако, когда эти направления набирали силу, стремился вобрать в себя некоторые их внешние формы. Поздний академизм второй пол. 19в. во многих своих проявлениях смыкается с салонным искусством.

[Академизм. Фото 2]
А. Д. Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Герсею». 1875г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

Академизм в других словарях

  • АкадемизмАКАДЕМИЗМ. Термин этот возникает сравнительно недавно, в 60—80-х годах XIX века. Возникновением своим он обязан борьбе, которую пове

  • АКАДЕМИЗМ. Термин этот возникает сравнительно недавно, в 60—80-х годах XIX века. Возникновением своим он обязан борьбе, которую повели в облас

См. также

  • Земля и фабрика        «ЗЕМЛЯ и ФАБРИКА» — сокращенно «ЗИФ» — государственное акционерное издательское общество. Возникло по инициативе

  • Бернини Джованни (Джан) Лоренцо(Bernini) (1598-1680), итальянский архитектор и скульптор. Крупнейший представитель барокко. Постройки Бернини пораж

  • Орта́Хорта (horta) Виктор (1861, Гент – 1947, Брюссель), бельгийский архитектор, один из основоположников стиля модерн. Учился в Академии художеств