Онлайн-калькулятор призвания

Художественная энциклопедия » Что такое «Причерноморье Северное»?

Значение слова, определение и толкование термина

Причерноморье Северное

Prichernomorye Severnoye

Причерноморье Северное

название северного побережья Чёрного моря и прилегающих к нему районов, главным образом применительно ко времени греческой и римской колонизации (VI в. до н. э. - II в. н. э.) и эпохе Великого переселения народов (IV-VII вв.). Наряду с общими чертами, характерными для многих областей античного мира, культуре и искусству Причерноморья Северного присуще и местное своеобразие, обусловленное контактами с племенами причерноморских степей - скифами, синдами, меотами и др. Оно проявилось наиболее полно в искусстве эпохи Боспорского царства (около 480 до н. э. - II в. н. э.). Античные города Причерноморья Северного (столица Боспорского царства Пантикапей, ныне Керчь; Ольвия, ныне в Николаевской области; Феодосия, Херсонес, ныне в черте Севастополя, Фанагория в Таманском заливе) были нередко регулярными по планировке (так называемая система Гипподама), в культовых и общественных каменных постройках применялись элементы ордеров архитектурных, жилые дома часто имели перистиль. Центром города иногда являлся акрополь (Пантикапей). Из Греции и Малой Азии в Причерноморья Северного широко ввозились скульптура и мелкая пластика из мрамора и терракоты, расписные вазы, геммы, ткани, ювелирные изделия. Нередко специально рассчитанные на местный, "варварский" рынок, они включали в изображения сцены из жизни окружающих народов, образы греческих и местных божеств (золотой гребень из кургана Солоха с ажурным рельефом, изображающим скифов в бою, серебряная ваза из кургана Чертомлык, электровый сосуд из кургана Куль-Оба и золотая пектораль из так называемой Толстой могилы с рельефами на темы скифского быта - все IV в. до н. э.). Произведениями античных мастеров являются и многие ювелирные изделия в так называемом скифском "зверином стиле", обнаруженные в скифских курганах. В Причерноморье Северном встречаются многие разновидности античных погребальных сооружений (в том числе перекрытые уступчатыми сводами каменные склепы с коридором-дромосом, склепы с полуциркульными сводами и др.). Своеобразны ольвийские бронзовые зеркала VI-V вв. до н. э. со стилизованным изображениями на ручках, местные образцы стенной росписи и скульптурной надгробий-стел, отличающиеся графичностью изображений, расписная керамика (ольвийские и боспорские вазы со стилизованными растительными мотивами, боспорские "акварельные" пелики и др.). Высокого уровня достигли медальерное искусство, обработка дерева (резные саркофаги, ларцы). Местные черты в искусстве Причерноморья Северного нарастают к первым векам н. э. В III-IV вв. Причерноморье Северное подверглось нашествиям варварских племён (готов, гуннов и др.), которые положили конец развитию местной античной художественной культуры. Вместе с тем её традиции сказываются в искусстве позднеантичной и раннесредневековой эпох (Херсонес).

Литература: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; ИИН СССР, т. 1, М., 1971.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Авторское право        АВТОРСКОЕ ПРАВО, или исключительное право автора на воспроизведение и распространение его труда — возникло прежд

  • Алфимов Алексей Николаевич. Происходил из служилого дворянского рода. В 1779 А. был записан солдатом в Семеновский полк; в 1782 обучался в гимна