Литературная энциклопедия » Что такое «Aktion»?

Значение слова, определение и толкование термина

Aktion

Aktion

Aktion

AKTION (Акцион — действие) — еженедельный литературный журнал, выходящий с 1911 в Берлине, издаваемый и редактируемый Францем Пфемфертом. Этот журнал сыграл большую роль в литературной жизни Германии военного и революционного времени, и его именем — активизмом — называется целое литературное течение. Основатели и сотрудники А. — группа литературной богемы, к-рая более или менее сложилась уже к 1907 и резко выступила против старых форм в литературе и мещанства в жизни. Молодое поколение литературно-интеллигентской богемы сплотилось в последние годы перед войной, когда растущий капитализм и империализм особенно давили на мелкое мещанство и интеллигенцию и в воздухе чувствовалась приближающаяся гроза. Эти люди всячески старались показать свое презрительное отношение к современному обществу и принятым в нем этическим и эстетическим нормам, они «эпатировали» буржуазное общество. Одновременно в литературной жизни страны намечается распад импрессионизма и переход через неоромантизм к экспрессионизму. Новая богемная интеллигенция и стала носительницей нового, тогда еще не сложившегося и столь нашумевшего впоследствии стиля — экспрессионизма. А. — один из первых организующих центров экспрессионизма. В списке сотрудников этого журнала мы в первое время встречаем почти всех молодых экспрессионистов.
Переоценивая и отрицая все старое в литературе, А. переносит свое отрицательное отношение на все области современной ему жизни. Активизм становится левым крылом экспрессионизма. Главные руководители журнала — Пфемферт, Курт Гиллер, Людвиг Рубинер.
Все они призывают к активному вмешательству, изменению жизни. Искусство и литература — могучий стимул в борьбе за новый мир, — вот один из главных тезисов этой группы, с которым не согласились многие другие экспрессионисты, считающие искусство самоцелью. Стремление действовать, по мнению А., определяет назначение художника, его политику и социальную сущность. Поэт отсюда признается величайшим революционером, величайшим преобразователем существующего. И в первую очередь А. стремится к воздействию на жизнь через литературу, через революцию формы и содержания в самой литературе. Но руководители журнала, последовательные в своем активизме, не могли ограничиваться только революционным отношением к существующей литературе; они логически пришли к критике всех форм современного им буржуазного общества. Самой резкой критике подвергается мещанство с косностью его быта, против него выставляются радикальные требования, доходящие до таких крайностей, как провозглашение проституции идеалом любви, а люмпенпролетариата, воров, убийц, преступников — идеальными членами общества. С самого начала Aktion проявляет отрицательное отношение к империализму, к милитаристской политике буржуазии, и в этом отношении журнал является антимилитаристским; он не отступает от своих позиций даже во время войны, при господстве самого отчаянного шовинизма. Беспощадной критике в А. подвергается соц.-дем. партия за ее мещанство и патриотизм. Как подлинные защитники интересов человечества уже с 1914 выдвигаются Карл Либкнехт и Роза Люксембург, к-рым дается место в журнале в то время, когда других возможностей печататься у них не было. С 1915, под нажимом милитаристской цензуры, журнал принужден ограничиваться чисто литературным материалом: его революционный характер выражается гл. обр. в печатании антимилитаристских стихотворений молодых экспрессионистов, находящихся по большей части на фронте. С революцией 1918 журнал становится активным политически, выражает левые революционные тенденции, признает программу и тактику коммунистической партии. Несмотря на это, идеология журнала является целиком нематериалистической. Она обнаруживает полное непонимание идей Либкнехта и Люксембург, к-рых активисты считают своими политическими вождями.
Курт Гиллер и Людвиг Рубинер, так же как многие интеллигенты их группы, понимают под революцией духовное перерождение человека и поэтому требуют духовной революции, усматривая ее временно в коммунистическом перевороте. Это ярко показывает книга Рубинера «Der Mensch in der Mitte» (Человек в середине), отрывки из к-рой печатались в А., где пропагандируется духовная «общность», и драма «Die Gewaltlosen» (Непротивленцы), где создание новой «общности» происходит без применения насилия, посредством перерождения всех людей, даже самых злостных противников свободы. Рубинер старается соединить классовую и духовную борьбу, призывая через классовую борьбу к духовному перерождению. Также Курт Гиллер, выражающий свои идеи не только в А., но и в ежегоднике «Das Ziel» (Цель), говорит только о духовном величии и победе. Таким был А. во время революции, когда он считал себя коммунистическим журналом. Печатая теоретиков коммунизма, А. в то же время высказывался против марксизма и материализма, стремясь соединить истинную революционность с мистикой и своеобразной религиозностью.
Собирая вокруг себя богемно-интеллигентскую молодежь, А. не стремился к установлению полного единства теоретических взглядов и единства художественного стиля. Журнал был собирателем левой интеллигенции страны, стремящейся к активному изменению жизни. В нем принимали участие такие, сравнительно немолодые, но левые писатели, как Генрих Манн, Карл Штернгейм, Эрих Мюзам, и молодые литературные силы, как Иоганнес Бехер, Франц Юнг, Газенклевер, Эдшмид, Голл, Вольфенштейн, Бенн, Деублер, Верфель, Эренштейн, Клемм и многие другие. Одна часть сотрудников А. во время революции отошла от него, не признавая его политического уклона, а другая, как Юнг, Мюзам, Бехер, Рубинер, повернули влево. Из них Бехер (Рубинер умер в 1920) остается в рядах пролетариата до настоящего времени.
С 1920 А. превращается в чисто политический, коммунистический журнал. За исключением политически-полемических стихотворений Мюзама и Дорту, мы не встречаем в нем других литературных произведений.
После введения нэпа в России А. становится «левее» коммунистической партии, усматривая в ее политике поправение и оппортунизм. А. превращается в антикоммунистический журнал, в жалкий антикоммунистический листок, нападающий наряду со всей буржуазной прессой на Советский союз и Коминтерн. Он теряет всякое значение, между тем как в свое время А. был передовым журналом левой интеллигенции, на к-ром ярко сказались все колебания и невыдержанность этой общественной группы. Среди мракобесов довоенной и военной Германии А. имел большое революционизирующее значение. Но, не имея твердой классовой идеологической базы, он это значение потерял и должен был распасться тогда, когда революционное время требовало твердых решений. Только те из сотрудников журнала, к-рые вместе с частью левой интеллигенции преодолели свою интеллигентскую сущность и присоединились к пролетариату, остались действительно активными и полезными в борьбе за лучшее будущее всего общества.
Одновременно с Германией активизм как литературное движение возник и в ряде стран (Франция, Америка, Голландия, Чехия, Сербия). Во всех этих странах, как и в Германии, носителем активизма была левобуржуазная интеллигенция. После Октябрьской революции политическая программа активизма потеряла всякий смысл даже в глазах самих активистов. А. как литературная группировка распался. Часть активистов растворилась в буржуазных литературных группировках, а часть примкнула к коммунистическому движению.

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • СагиСАГИ — старинные скандинавские прозаические повествования различных жанров, слагавшиеся в Норвегии, Швеции и, гл. обр., Исландии в теч

  • Успе́нский1. Глеб Иванович (1843, Тула – 1902, Санкт-Петербург), русский писатель. Родился в семье чиновника. Учился в Петербургском и Московском

  • (прил. к САЛОМЕЯ (дочь Иродиады)) Я не то что боюсь огласки... Что мне Гамлетовы подвязки, Что мне вихрь Саломеиной пляски, Что мне поступь Желе