Литературная энциклопедия » Что такое «Амирхан»?

Значение слова, определение и толкование термина

Амирхан

Amirkhan

Амирхан

АМИРХАН Фатих (Амерханов) (1886–1926) — крупный татарский писатель и публицист. С раннего детства учится в одном из популярнейших по тому времени медрессе Мухамедия, основанном знаменитым Шейхом Алимджан Эль-Баруди. Несмотря на новометодность медрессе и на высокую авторитетность во всем мусульманском мире самого Шейха Баруди, шакирды (учащиеся) были недовольны академической программой медрессе, требовали коренных реформ и в 1904 предприняли организованное выступление, в результате к-рого свыше 100 шакирдов, в том числе и А., были исключены из медрессе. А. был во главе этого шакирдского движения, оказавшего сильное влияние на настроение шакирдов в других медрессе: Касимовского (Рязанской губернии), Оренбургского, Уфимского, Ишбабинского и др. Это движение татарской учащейся моложи известно под названием «Движениеед шакирдов-ислахистов», — сторонников коренных реформ в медрессе. Его нельзя рассматривать изолированно; оно несомненно создавалось под влиянием революционной борьбы российского пролетариата в эпоху революции 1905. После изгнания из медрессе А. приглашается в Москву в качестве секретаря издававшегося тогда З. Шамилем журн. «Тербиете-этфаль» (Воспитание молодежи). В 1907 А. организует в Казани еженедельную газ. «Эль-Ислах», официальным редактором к-рой хотя и был В. Бахтиаров, но фактически ее редактировал А. Газета эта, с одной стороны, была официальным органом ислахистов, с другой — ориентировалась на либеральные буржуазные элементы татар. С 1912 по 1917 А. руководит националистической газ. «Кояш» (Солнце), принимает самое близкое участие в литературно-художественном журн. «Анг» и юмористическом журн. «Ялт-юлт». Литературное творчество А. многогранно. Современник А., знаменитый татарский поэт Тукаев, так характеризует его: «По едкости и глубине своего юмора А. — наш Гоголь, по красоте стиля — Тургенев, как психолог — он похож на Достоевского». И как публицист, и как писатель А. был одним из самых талантливых и смелых борцов против старого, фанатичного быта татарского общества. При этом А. считал невозможным возрождение татарского общества пока женщина-татарка остается под чадрой, совершенно бесправной и т. д. Жестокая борьба татарского молодого поколения за свое освобождение и борьба за освобождение женщины-татарки от старых семейных устоев и традиций лучше всего переданы в классических произведениях А. — в драме «Яшляр» (Молодежь) и лирической повести «Татар Кезы» (Девушка-татарка). В повестях «Фахтулла хазрят» и «Кендезги сяхар» вся едкость и острота сатиры А. направлены против духовенства и мещанства. В культурном возрождении татар А. был убежденнейшим западником. Неизлечимая болезнь (у него были парализованы обе ноги), потрясающая картина войны 1914–1918, гражданская война, ужасы голода в Поволжьи приводят А. к мистицизму, к-рый не покидает его до самой смерти.

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Бедная рифма        БЕДНАЯ РИФМА — рифма, в к-рой согласные звуки совпадают только после ударного гласного, напр.: «страх» и «размах».

  • Гарун        ГАРУН Алесь (1887—1920) — псевдоним белорусского писателя Александра Владимировича Прушинского. Р. в рабочей семье, юношей прини

  • Гладилкастальной инструмент, применяемый в гравюре меццо-тинто. Имеет вид стержня с полированными концами в форме конуса и лопатки или ова