Онлайн-калькулятор призвания

Литературная энциклопедия » Что такое «Габорио»?

Значение слова, определение и толкование термина

Габорио

Gaborio

Габорио

ГАБОРИО Эмиль (Gaboriau, 1835—1873) — французский писатель. В 1860 опубликовал свою первую книгу «Les cotillons celebres» (Знаменитые балерины), в 1863 вышли «Les comediennes adorees» (Обожаемые артистки), за к-рыми последовал ряд гораздо менее удачных произведений. Литературная карьера бытописателя нравов Парижа и его театров не удалась Г., и он перешел к жанру уголовно-сыщического романа, приключенческую канву для к-рого воспринял из книг Э. По, Эжена Сю, Александра Дюма и Поля Феваля, секретарем которого был одно время. Первый же опыт в этом роде, опубликованный в «Pays» в 1866, имел огромный успех: «LAffaire Lerouge» (Дело Леруж) не только утвердил жанр, но и вызвал живой отклик в буржуазном обществе, искавшем «ангела-хранителя» собственности в лице умного и ловкого сыщика. С этого времени писательская карьера Г. получила твердое основание. Его главные романы этого жанра: «Le crime dOrcival» (Преступление в Орсивале, 1867), «Le dossier № 113» (Дело № 113, 1867), «Les Esclaves de Paris» (Рабы Парижа, 1869), «Monsieur Lecoq» (Господин Лекок, 1869), «La vie infernale» (Адская жизнь, 1870), «La clique doree» (Золотая шайка, 1871), «La degringolade» (Падение, 1872), «La corde au cou» (С веревкой на шее, 1873), «LArgent des autres» (Чужие деньги, 1873), «Le petit vieux des Batignolles» (Маленький старичок с улицы Батиньоль, 1876). Иногда Г. переделывал романы в пьесы и этим способствовал укреплению сыщической комедии (напр. «LAffaire Lerouge», 1872, вместе с Остейном). Влияние Г. на европейскую литературу несомненно, несмотря на скромность его таланта. Оно объясняется модой и спросом на уголовную героику; требовался благонамеренно буржуазный герой, которого и создал Г. в лице «благородного сыщика», появляющегося неизменно в самую последнюю и напряженную минуту развязки. «Monsieur Lecoq» Г. лег в основу пьесы «The Moonstone» (Лунный камень) Уильки Коллинза. Стивенсон подражал ему в своих детективных новеллах (особенно в «The Rajahrs diamond» — «Бриллиант раджи»), прославленный Конан Дойль целиком вырос из творчества Г., и Шерлок Холмс — только концентрация типа сыщика, нарисованного Г.; современный английский романист Уоллэс питается наследием Г., не говоря о бесчисленных маленьких подражателях. Романы Г. переведены на все яз.; по-русски они выходили несколько раз.

Библиография:
На русск. яз. перев. романы: Преступление в Орсивале, СПБ., 1869; Дело под № 113, СПБ., 1869; Адская жизнь, СПБ., 1871; Золотая шайка, СПБ., 1872 (в др. перев. «Золотая грязь», СПБ., 1876); Рабы Парижа, 2 тт., СПБ., 1872; Убийство госпожи Леруж, Одесса, 1872; Случайные браки, СПБ., 1872; Чужие деньги, СПБ., 1873; Лекок, агент сыскной полиции, изд. 2-е, СПБ., 1873; Петля на шее, СПБ., 1873; Кувырком, СПБ., 1875; Батиньольский старикашка, Рассказ, СПБ., 1876; Знаменитые фаворитки, СПБ., 1883 и др.

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • «ДВА ВЕЛИКАНА», стих. Л. (1832), где в аллегорич. форме изображено поражение Наполеона в войне с Россией. Написано в связи с 20-летием Отечеств. в

  • «УТРО НА КАВКАЗЕ», стихотв. пейзажный набросок (1830), навеянный впечатлениями детских поездок Л. на Кавказ. Позднее Л. использовал тему стих.

  • Грек — Грекъ (1): Ту Нѣмци и Венедици, ту Греци и Морава поютъ славу Святъславлю, кають князя Игоря... 22.907: И яшася греци по се, и почаша греци ми