Онлайн-калькулятор призвания

Литературная энциклопедия » Что такое «Гавличек»?

Значение слова, определение и толкование термина

Гавличек

Gavlichek

Гавличек

ГАВЛИЧЕК Карел (Боровский) (Karel Havliček Borovský, 1821—1856) — поэт-сатирик и основоположник чешской современной журналистики. Больше известен как неустанный борец с австрийской реакцией, организатор Славянского съезда 1848 (в котором участвовал М. Бакунин), закончившегося известным пражским восстанием. Сам Гавличек не был сторонником непосредственной революционной борьбы: он пропагандировал «революцию разума и идей». Тем не менее, его деятельность и публицистические статьи, с увлечением читавшиеся современниками и собранные впоследствии в двух книгах: «Duch narodnych novin» (Дух национальных газет) и «Epistoli Kutnogorske» (Кутногорские письма), показались наступившей после 1848 года реакции настолько опасными, что основанные Г. газеты — «Народни новины» и «Славянин» — были закрыты, а сам он арестован и сослан в Тироль. Поэтические произведения Г. немногочисленны, но весьма ценны. Им возрождена политическая эпиграмма, элегия и песня. Его «Тирольские элегии» — трагическое в целом и юмористическое в частях повествование о ссылке и скитаниях в Тироле — написаны мастерски. Особенно замечательна (не только для своего времени) большая поэма Г. «Крест св. Владимира» — остроумная и злая сатира на православие как слепое орудие самодержавия. Здесь с неподдельным юмором обрисованы царь, министры, духовенство и вся та среда, которой окружали себя русские самодержцы. Эта поэма не утратила своей остроты и для нашего времени; инсценированная и положенная на музыку талантливым чешским режиссером-музыкантом, Е. Ф. Бурианом, она пользуется в Европе большим успехом. Последнее большое произведение Г. — «Король Лавра» — король «с длинными ушами» (сатира на австрийского монарха) — также выделяется своими литературными достоинствами.
Остроумная политическая сатира и словесное мастерство обеспечили Г. видное место в истории чешской литературы.

Библиография:

I. Тирольские элегии, перев. Н. Берга, см. Гербель H., Поэзия славян, СПБ., 1873; То же, «Русское слово», 1860, IV.

II. Гильфердинг А., Статьи по современным славянским вопросам (сочин., т. II, СПБ., 1868): «Развитие народности у зап. славян» (гл. II); там же, гл. X: «Гавличек. Несколько слов о его жизни. Образцы его поэзии: Тирольские элегии»; Карел Г. — Боровский, перев. из чешск. журн. «Час» А. Троянского, «Русск. вестн.», 1861, VII; Сухомлинов М., Из Праги, «Русск. вестн.», 1859, т. XVIII; Tuma K., K. Havliček — Borovský, Kutna Hora, 1885; Tobolka Zd., K. Havliček v lit. české XIX st., dil. III, стр. 538—669; Его же, Slovanský sjězd v Prazě v 1848, Pr., 1901; Jakubec Jan, K. Havliček-básnik: K. Havliček v lit. české XIX st., dil. Ill, стр. 670—720; Якубец Я. — Новак А., История чешской литературы, т. I, Pr., 1926; Máchal J., Slovanské literatury, Pr., 1925; Novák J. — Novák A., Prěhledné dějiny české lit., Olomouc, 1922, стр. 244—250.

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Тенденциозная литература       ТЕНДЕНЦИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА — термин, употребляющийся в критике обычно для обозначения произведений, к-рые

  • ОПО´РНАЯ ДО´ЛЯ — метрически сильная доля в стопе, независимо от того, занимает ли эту долю ударный или безударный слог. Стиховедческий тер

  • (персонаж поэмы М. И. Цветаевой "Царь-Девица"; тж в знач. нариц.; см. тж ЦАРСКИЙ, ЦАРЬ-МОЙ-ЛЕБЕДЬ, ЦАРЬ-ПАРУС, ЦАРЬ-ТЫ-ДЕВА) Спит Царевич, распрост