Лермонтовская энциклопедия

  • «10 ИЮЛЯ (1830)», одно из самых значит. юношеских стих. Л., проникнутое ненавистью к деспотизму, сочувствием к восставшему народу. Стих. написано

  • «11 ИЮЛЯ», любовно-медитативное стих. раннего Л. (1830 или 1831). По содержанию, тональности и системе образов близко стих. «Сон» («Я видел сон: про

  • «1830 ГОД. ИЮЛЯ 15-го», стих. раннего Л., близкое к жанру элегии. Название соотносит его с др. стихами «дневникового» (см. Дневник) характера. Одна

  • «1830. МАЙЯ. 16 ЧИСЛО», первое по времени «дневниковое» стих. Л. (см. Дневник). "Дневниковые" стихи у Л. неоднородны по жанру: среди них любовная и

  • «1831-го ИЮНЯ 11 ДНЯ», программное для юношеской лирики Л. стихотворение, суммирующее целый ряд ее осн. философско-романтич. мотивов. Форме неп

  • «1831-го ЯНВАРЯ», юношеское стих. Л. Ведущий мотив стих., постоянный для ранней лирики Л., — отрицание «света», «толпы» — приобретает здесь отч

  • «30 ИЮЛЯ. — (ПАРИЖ) 1830 ГОДА», стих. раннего Л. (1830). Наиболее яркое из серии политич. стихов на тему о нар. восстании, написанных Л. летом-осенью 18

  • «FAREWELL» («Прощай»), перевод Л. (1830) стих. Дж. Байрона «Farewell! If ever fondest prayer» (1808), весьма близкий к подлиннику. Мотив расставания играет заметную и

  • «HAD WE NEVER LOVED SO KINDLY» («Если бы мы не любили так нежно»), перевод 4-й строфы прощальной песни Р. Бёрнса «Поцелуй — и до могилы мы расстанемся...» («

  • «L\'ATTENTE» («Ожидание»), стих. Л. на франц. яз. (май 1841). Во время последней поездки на Кавказ Л. послал это стих. С. Н. Карамзиной в письме из Ставро

  • «MA COUSINE» («Моей кузине»), шутливый стихотв. экспромт Л. (1838) на франц. яз. Обращен к А. М. Верещагиной (см. Верещагины). Узнав, что Е. А. Верещагина

  • «MENSCHEN UND LEIDENSCHAFTEN» («Люди и страсти»), одна из ранних драм Л. (1830). В ней нашла отражение семейная распря между отцом и бабушкой, обострившаяся

  • «NON, SI J\'EN CROIS MON ESPÉRANCE» («Нет, если верить моей надежде»), стих. Л. на франц. яз. (1832?). В отличие от других франц. стихов Л., написанных в традициях

  • «QUAND JE TE VOIS SOURIRE» («Когда я вижу тебя улыбающейся»), стих. Л. на франц. яз. Написано в жанре любовного послания в духе Э. Парни, чем, по-видимому,

  • «SENTENZ», юношеское четверостишие Л. (1830), по-видимому, навеянное мыслями о рано погибшем поэте Д.В. Веневитинове. Образ: жизнь — «тетрадь с дав

  • «» («Ах! Анна Алексевна»), мадригал Л. (1839), сочиненный по случаю дня рождения адресата (см. Оленины). Шутливый характер мадригала подчеркнут и

  • «», стихотв. шутка Л. (1841) в стиле т. н. макаронич. поэзии, основанной на смешении разных языков — в данном случае франц., рус. и нем. Опыты такой

  • АБ́́АЙ КУНАНБ́́АЕВ (1845—1904), казах. поэт-просветитель, зачинатель письм. лит-ры; переводчик и распространитель произв. Л. Сын старшего султан

  • АВД́́ЕЕВ Михаил Васильевич (1821—76), рус. писатель. В романе «Тамарин» (1849—52) сделал попытку критически проанализировать тип «современного П

  • АВТОБИОГРАФ́́ИЗМ, преломление биогр. материала в худож. творчестве. В лирике Л., как и в лит-ре вообще, А. связан со стремлением к подлинности

  • АВТОБИОГРАФ́́ИЧЕСКИЕ ЗАМ́́ЕТКИ, разрозненные дневниковые записи автобиогр. характера из черновых тетрадей Л. Культурно-историч. ценность

  • АВТ́́ОГРАФЫ Лермонтова, см. Рукописи Лермонтова.

  • ́́АВТОР. ПОВЕСТВОВ́́АТЕЛЬ. ГЕР́́ОЙ. В прозе и поэмах Л. значит. место принадлежит повествователю, ведется ли повествование от имени безымян

  • АГР́́ЕНЕВ-СЛАВ́́ЯНСКИЙ Константин (Кирилл) Дмитриевич (1882 или 1885—1948), рус. композитор и дирижер. Написал оперу «Боярин Орша» (либр. О.Х.Агрен

  • «» («Слепец, страданьем вдохновенный»), стих. Л. 1838(?). Посв. двоюродной сестре поэта И. И. Козлова, любившей его (см. Хомутовы). Расставшись посл

  • АДАМ́́ЯН Петрос (1849—91), арм. актер-трагик. К наиболее ярким образам, созданным А., принадлежит Арбенин из «Маскарада». В этой роли А. выступил

  • АДЖ́́И-А́́УЛ (Хаджи-Хабля), аул, находившийся у юго-вост. склона Бештаув 5 км от Пятигорска (Горячие Воды). Здесь 15 июля 1825 происходил народный

  • «А. Д. З....», шуточное стих Л. (1831), обращенное к университетскому приятелю поэта — А.Д. Закревскому. В нем упоминаются также студенты словесно

  • АДЛЕРБ́́ЕРГ Владимир Федорович (1791—1884), ген.-адъютант, директор канцелярии начальника Гл. штаба. 22 нояб. 1834 подписал приказ о производстве Л

  • АЗЕРБАЙДЖ́́АН, бывшие Дербентское, Кубинское, Ширванское, Шекинское, Гянджинское, Карабахское, Бакинское и Талышское ханства, присоединен

  • АЗЕРБАЙДЖ́́АНСКИЙ ЯЗ́́ЫК у Лермонтова, см. "Татарский" язык у Лермонтова.

  • «АЗРА́́ИЛ», ранняя фантастич. романтич. поэма Л. (1831, неоконч.). Тематически связана с «Демоном» (3-я ред.) и «Ангелом смерти». В центре поэмы —

  • АКИМ́́ЕНКО (Якименко) Федор Степанович (1876—1945), рус. композитор, пианист и муз. писатель. Ученик М.А.Балакирева и Н.А.Римского-Корсакова. В 1923

  • АКС́́АКОВ Константин Сергеевич (1817—60), рус. публицист, критик, поэт, один из идеологов славянофильства (см. Славянофилы). Сын С.Т.Аксакова. Л.

  • АКС́́АКОВ Сергей Тимофеевич (1791—1859), рус. писатель. В его воспоминаниях «История моего знакомства с Гоголем» (опубл. 1890) рассказывается со с

  • АКС́́ЮК Сергей Васильевич (р. 1901), сов. композитор и муз. критик. В 1937 написал оперу «Пугачевцы» («Вадим») (либр. М. Гольденберга); фрагменты ис

  • АЛЕКС́́АНДРА ФЁДОРОВНА, императрица, см. Романовы.

  • АЛЕКС́́АНДРОВ Анатолий Николаевич (р. 1888), сов. композитор, пианист и педагог. Автор оперы «Бэла» (написана в 1940—45). Известны 2 ред. оперы: 1-я

  • АЛЕКСАНДР́́ОВСКИЙ, Павел Малахиевич (1808—66), протоиерей пятигорской церкви, хоронивший Л. Возможно, что А. встречал Л., т. к. его жена Варвара

  • АЛМ́́АЗОВ Борис Николаевич (1827—76), рус. поэт, критик. В 1851, будучи сотрудником «молодой редакции» «Москвитянина», в фельетоне «Стихотворени

  • АЛ́́ЯБЬЕВА Александра Васильевна (1812—91), знакомая Л., одна из первых моск. красавиц. см. Новогодние мадригалы и эпиграммы.

  • АЛ́́ЯБЬЕВ Александр Александрович (1787—1851), рус. композитор; обогатил традиции рус. романса. Современник Л., А. близок ему пафосом романтич. и

  • «АМИНТ ТВОЙ НА ГЛУПЦА ПОХОДИТ», см. "Эпиграммы".

  • АН́́АПА, город в Кубанской обл., на берегу Черного моря, при впадении р. Бугур; ныне — в Краснодарском крае. В прошлом А. — тур. крепость, пост

  • «АНГЕЛ», юношеское стих. Л. (1831). В содержании стих., одного из лучших в ранней лирике поэта, исследователи усматривают позицию, близкую к иде

  • «АНГЕЛ СМЕРТИ», ранняя романтич. поэма Л. (1831). Тематически связана с «Демоном» (3-я ред.) и «Азраилом». Поэма развивается в двух сюжетных план

  • АНГЛ́́ИЙСКАЯ ЛИТЕРАТ́́УРА, получила известность в России в 18 в., но в меньшей степени, чем французская и немецкая лит-ры. Англ. яз. также был

  • АНДР́́ЕЕВ Леонид Николаевич (1871—1919), рус. писатель. Романтич. природа творчества, ярко выраженное личностное начало, резко субъективный ха

  • АНДР́́ОНИКОВ Ираклий Луарсабович (р. 1908), рус. сов. писатель, литературовед, исследователь жизни и творчества Л. Изучение биографии и творч.

  • ́́АННЕНКОВА Варвара Николаевна (1795—1866), рус. поэтесса, двоюродная сестра А.М.Верещагиной. В 1837, будучи проездом в Москве, Л. написал в альбом

  • ́́АННЕНКОВ Иван Васильевич (1814—87), ген.-адъютант, мемуарист. Неск. месяцев одновременно с Л. учился в Школе юнкеров. В воспоминаниях А. имя Л.

  • ́́АННЕНКОВ Николай Николаевич (1799—1865), ген.-майор, адъютант вел. кн. М.П.Романова, командир л.-гв. Измайловского полка; дальний родственник Л.

  • ́́АННЕНКОВ Павел Васильевич [1813 (по др. данным, 1812)—1887], рус. лит. критик, мемуарист. В воспоминаниях о лит. жизни 1838—48 («ВЕ», 1880, № 2), отмечая р

  • ́́АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович [1855 (по уточненным данным) — 1909], рус. поэт, критик, переводчик. Оценка Л., данная в статьях А. «Об эстетическ

  • АНТИТ́́ЕЗА, антитетичность, в широком смысле — принцип мировосприятия, заключающийся в обнаружении противоположности двух явлений; в иск-

  • АНТ́́ИЧНЫЕ ЛИТЕРАТ́́УРЫ, литературы Др. Греции и Рима. Еще в Киевской Руси были известны произв. древних авторов; в древнерус. рукописях вст

  • «А. О. СМИРНОВОЙ», стих. Л. (1840) в альбом А. О. Смирновой (Россет) (см. Смирновы). Написано в форме альбомного мадригала (содержащийся здесь компл

  • АПАЛ́́ИХА (Опалиха), небольшая деревня Чембарского у. Пенз. губ. в 3 км к югу от Тархан, на берегу степной речки Милорайки; ныне Белинского р-н

  • «», четверостишие Л. (1837) экспромтного характера. Обращено к 12-летнему сыну ген. П. И. Петрова (см. Петровы) Аркадию, дальнему родственнику поэ

  • АП́́УХТИН Алексей Николаевич (1840—1893), рус. поэт. В его жизни и творчестве поэзия Л. занимает значит. место. По словам М.И.Чайковского, особенн

  • АПФЕЛЬБ́́АУМ, фокусник, виртуоз-иллюзионист, популярный в России в 20—30-х гг. Л. мог видеть его выступления в Москве в 1828 и 1836. Упоминая о прие

  • АР́́АГВА (Арагви), река в Вост. Грузии, левый приток Куры. При впадении в Куру — г. Мцхета. По долине А. проходит часть Военно-Грузинской дорог

  • «АРБЕНИН», 5-я ред. драмы «Маскарад».

  • АРД́́АРОВ (наст. фам. — Богданович) Григорий Павлович (1888—1956), сов актер, режиссер. На сцене с 1908. В Большом драм. театре Казани (1940) создал обр

  • ́́АРЕНДТ Николай Федорович (1785—1859), хирург, лейб-медик Николая I. Лечил Л. в 1832, когда того в манеже Школы юнкеров лошадь ударила в правую ног

  • АР́́ЕНСКИЙ Антон (Антоний) Степанович (1861—1906), рус. композитор, пианист, дирижер, педагог. В своей вокальной лирике обращался к стих. Л.: «В ал

  • АРН́́О (Arnault) Антуан Венсан (1766—1834), франц. драматург и поэт. Чл. Франц. академии. В начале Реставрации был изгнан из Франции за приверженност

  • АРН́́ОЛЬДИ: Александр Иванович (1817—1898), корнет л.-гв. Гродненского гусар. полка, куда в февр. 1838 был переведен Л., позднее — ген. от кавалерии (

  • АРС́́ЕНЬЕВА Елизавета Алексеевна (урожд. Столыпина) (1773—1845), бабушка Л. со стороны матери, воспитавшая его и ставшая на всю жизнь самым близ

  • АРС́́ЕНЬЕВЫ, ближайшие родственники Л. по материнской линии: Михаил Васильевич (1768—1810), дед Л.; елецкий помещик, капитан л.-гв. Преображенско

  • «АРФА», любовное стих. раннего Л. (1830—31). Состоит из двух октав с мужскими рифмами. Образ звучащей после смерти певца арфы стал особенно попу

  • АС́́АФЬЕВ Борис Владимирович (псевд. — Игорь Глебов) (1884—1949), сов. композитор и музыковед. Автор многих произв. на лермонт. сюжеты: оперы «Ка

  • АСЌ́ОЧЕНСКИЙ Виктор Ипатьевич (1813—79), рус. писатель, журналист, преподаватель Киевской духовной академии (1839—46), издатель газ. «Домашняя б

  • АТАЖ́́УКИН (Атажуков) Измаил-бей (ок. 1750—1811 или 1812), обществ. деятель кабард. народа; предполагаемый прототип гл. героя поэмы Л. «Измаил-Бей».

  • «АТАМАН», стих. балладного типа раннего Л. (1831). Центр. образ — герой-разбойник (ср. поэму «Преступник»). Возможно, источником «А.» явились «Пе

  • «АТЕН́́ЕЙ», двухнедельный лит.-науч. журнал, изд. в Москве в 1828—30 М.Г.Павловым, к-рый не был проф. литератором, но сумел привлечь в журнал видн

  • «А́́УЛ БАСТУНДЖ́́И», одна из ранних кавк. романтич. поэм Л. (1833—34). Состоит из посвящения, близкого по содержанию и форме к стих. Л. «Тебе, Кав

  • АХВ́́ЕРДОВЫ: Прасковья Николаевна (урожд. Арсеньева) (ок. 1783—1851), троюродная сестра М.М.Лермонтовой, жена ген. Ф.И.Ахвердова, командира артил

  • АХ́́ИЛЛ (Achille), слуга Лопухиных, негр. Л. называет его в числе своих друзей в письме к С.А.Бахметевой от авг. 1832 [VI, 411]. Под именем Зафира изображ

  • АХМАД́́УЛИНА Белла Ахатовна (р. 1937), рус. сов. поэтесса. В своем творчестве часто обращается к образу Л., трагич. судьба к-рого переживается ею

  • АХМ́́АТОВА Анна Андреевна (1889—1966), рус. сов. поэтесса. Поэзия зрелой А. в осн. чертах восходит к Пушкину, но ее интерес к Л., по признанию поэте

  • «АХ! НЫНЕ Я НЕ ТОТ СОВСЕМ», стих. раннего Л. Вольный перевод 5-й песни поэмы Дж. Байрона «Мазепа» (1818). Вполне понятен особый интерес, к-рый мог

  • АХШПАТ́́ОЙ-ГОЙТ́́Е, см. Чечня.

  • АШ́́АРИН Андрей Александрович (1843—96), рус. педагог и переводчик. Окончил Дерптский ун-т. Переводил на нем. яз. стихи А.С.Пушкина, А.В.Кольцова,

  • «АШ́́ИК-КЕР́́ИБ». Турецкая сказка, лермонт. запись (1837) рус. перевода нар. сказки, широко распространенной в Закавказье, Ср. Азии и на Ближнем

  • ́́АШКЕРЦ (Aškerc) Антон (1856—1912), словен. поэт. Издал рус. антологию («Ruska antologija v slovenskih prevodih», 1901), подготовленную совм. с поэтом И. Веселом. В 1901 и 19

  • БАГРАТИ́́ОН-ИМЕРЕТ́́ИНСКИЙ Дмитрий Георгиевич (1800—45), князь, ген.-майор, командир л.-гв. Гродненского гусар. полка (1837—45). Отличался строгос

  • Б́́АЙРОН (Byron) Джордж Гордон Ноэл (1788—1824), англ. поэт-романтик. Участник революционно-освободит. движения в Италии и Греции. Выразил умонастр

  • БАЌ́АЕВ Владимир Дмитриевич (1810—71), корнет (с 1832), с дек. 1840 ротмистр л.-гв. Гусар. полка, сослуживец Л. Ему принадлежала коллекция акв. портре

  • БАЌ́УНИНА Татьяна Александровна (1815—71), сестра революционера-анархиста М.А.Бакунина. Была знакома со мн. участниками кружка Н.В.Станкевич

  • БАЛ́́АКИРЕВ Милий Алексеевич (1836/37—1910), рус. композитор, пианист, дирижер и муз.-обществ. деятель, глава «новой русской муз. школы», известно

  • БАЛЛ́́АДА, лиро-эпическое сюжетное стих. с четкими жанрово-структурными признаками, представленное в поэзии Л. сравнительно небольшим чис

  • «БАЛЛАДА» («Берегись! берегись!»), незаконченное раннее стих. Л. (1830); подзаголовок «(Из Байрона)» указывает на сюжетное соответствие — эпизо

  • «БАЛЛАДА» («В избушке позднею порою»), стих. раннего Л. (1831?), возможно, связанное с замыслом поэмы о Мстиславе Черном, поскольку также отнесе

  • «БАЛЛАДА» («До рассвета поднявшись, перо очинил»), шуточное стих. (весна 1837), написанное как пародия на балладу В.А.Жуковского «Замок Смальго

  • «БАЛЛАДА» («Из ворот выезжают три витязя в ряд»), стих. раннего Л. (1832). Первый и отчасти второй стих — перевод начала нем. нар. песни «Три рыца

  • «БАЛЛАДА» («Куда так проворно, жидовка младая?»), стих. раннего Л. (1832). Свойственные ранней лермонт. балладе таинственность, фантастичность

  • «БАЛЛАДА» («Над морем красавица-дева сидит»), стих. юного Л. (1829), использовавшего сюжеты двух баллад Ф. Шиллера: «Водолаз» («Der Taucher») и «Перча

  • БАЛЬЗ́́АК (Balzac) Оноре де (1799—1850), франц. писатель. В России получил широкую известность с нач. 30-х гг. Л. хорошо знал творчество Б., ссылался на

  • БАЛЬМ́́ОНТ (1867—1942), рус. поэт. С 1920 в эмиграции. Испытал значит. воздействие поэзии Л. Сквозь творчество Б. проходит демонологич. тема (см. Дем