Лермонтовская энциклопедия » Что такое «"Ангел смерти"»?

Значение слова, определение и толкование термина

"Ангел смерти"

"Angel smerti"

«АНГЕЛ СМЕРТИ», ранняя романтич. поэма Л. (1831). Тематически связана с «Демоном» (3-я ред.) и «Азраилом». Поэма развивается в двух сюжетных планах: отношения с земным миром ее гл. героя — Ангела смерти — и любовь молодого изгнанника Зораима и Ады. Когда-то Ангел смерти, появляющийся в час «последних мук», был ангелом-утешителем. Пораженный однажды видом человеческого страдания, он «оживил своей душой» труп возлюбленной Зораима Ады, соединившись тем самым «со всем, чем только жизнь мила». Однако человек не сумел оценить дара возвращенной любви и ради «чаши славы» отказывается от нее, становится воином и погибает. С тех пор Ангел смерти страшен человеку: «И льда хладней его объятья, / И поцелуй его — проклятье!...».Ангел смерти, т.о., проходит путь от добра и любви к демонич. ненависти и презрению, вызванными несовершенством мира, человеческой природы. Однако он лишен богоборческого начала. Качествами мятежного изгнанника, стремящегося к борьбе, но не идеализированного героя («блаженства искал в забавах он пустых»), наделен другой герой поэмы, Зораим, ранний предшественник Арбенина («Маскарад») и Печорина («Герой нашего времени»). Действие поэмы происходит «под жарким небом Индостана», однако, как это часто бывает в романтич. поэзии, в описаниях нет признаков к.-л. южной страны. Поэма Л. связана с европ. романтич. традицией («Каин», мистерия «Небо и земля» Дж. Байрона и «Элоа» А. де Виньи).По сюжету поэма Л. восходит к новелле Жана Поля (И.П.Рихтера) «Смерть ангела». Сохранив нек-рые общие моменты, Л. заменил тему небесного милосердия темой добра и зла (Т. Недосекина). Отмечалась причастность поэмы к циклу стихов, посв. В.А.Лопухиной. Эта т.з. подтверждается посвящением поэмы А.М.Верещагиной — поверенной в любви Л. к Лопухиной. Созданию поэмы предшествовал набросок плана: «Написать поэму — «Ангел смерти»» (VI, 378).Поэму иллюстрировали: А.И.Кандауров, В. Поляков, В.В.Топорков, Р.Ф.Штейн, М.Е.Малышев, Д.И.Митрохин. На ее сюжет написаны опера А.Н.Корещенко (не поставлена), романсы.Автографы: черновой — ИРЛИ, тетр. XI (посвящение — стихи 1—12 следуют после текста поэмы); беловой — ГБЛ, ф. 456, к. I, ед. хр. 2, лл. 1—12. В тетр. XI находится план поэмы. Впервые опубл. — отд. изд.: Ангел смерти. Восточная повесть. Соч. М.Ю.Лермонтова, Карлсруэ, 1857. Датируется по надписи, сделанной на обложке белового автографа рукой Л.

Лит.: Спасович (2), с. 380—81, 383; Висковатый, с. 151—52, 155; Замотин, с. 44—45; Дурылин (5), с. 177—78; Семенов (2), с. 298—315; Нольман, с. 490; Комарович, с. 657—58; Андроников (10), с. 20—21; Недосекина Т. А., Ранние поэмы М. Ю. Л. (1828—1832), Л., 1973 (дисс.), с. 8, 12—14; Удодов (2), с. 143—48, 231—32, 307—09.

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • ФИЛОСОФИЯ ТЕКСТА разрабатываемая автором словаря концепция текста, синтезирующая ряд подходов научной и философской методологии ХХ в. (се

  • 1974, 82 мин., цв., 1то.жанр: мелодрама.реж. Виталий Мельников, сц. Александр Гельман, Татьяна Калецкая, опер. Юрий Векслер, худ. Белла Маневич, Римм