Онлайн-калькулятор призвания

Лермонтовская энциклопедия » Что такое «Герцен Александр Иванович»?

Значение слова, определение и толкование термина

Герцен Александр Иванович

Gertsen Aleksandr Ivanovich

Ѓ́ЕРЦЕН Александр Иванович (1812—70), рус. писатель, революц. деятель. В 1830—32 одновременно с Л. учился в Моск. ун-те, принимал участие в «маловской» истории (см. Малов М. Я.). В ст. «Провинциальные университеты» (1861) Г. писал: «Лермонтов, Белинский, Тургенев, Кавелин — все это наши товарищи, студенты Московского университета». Отсутствие личного знакомства Г. компенсировал беседами о Л. с широким кругом общих моск. и петерб. знакомых, от к-рых получал списки неопубл. стихов. В 50-е гг., возглавляя вольную рус. печать в Лондоне, Г. неоднократно просил пересылать ему списки неопубл. произв. Л. и осуществил первую публикацию стих. Л. «Смерть Поэта» («Полярная звезда», 1856). 15 мая 1860 «Колокол» напечатал политически острую часть стих. Л. «Примите дивное посланье...».Передовые представители одного поколения, Г. и Л. во многом соприкасались в своем идейном развитии. В статьях и письмах Г. встречаются глубокие характеристики Л. В письме к А. А. Краевскому от 3 февр. 1842 он с восторгом отозвался о «Сказке для детей». В работе «О развитии революционных идей в России» (1851) Г. подробно характеризовал личность и творчество Л., обосновав суждение о нем как выразителе обществ. протеста 30-х гг. Причисляя Л. к своему поколению, разбуженному восстанием декабристов, Г. писал о печальной мысли, к-рая «всегда лежит на его челе... сквозит во всех его стихах. Это не отвлеченная мысль, стремящаяся украсить себя цветами поэзии; нет, раздумье Лермонтова — его поэзия, его мученье, его сила... К несчастью быть слишком проницательным у него присоединялось и другое — он смело высказывался о многом без всякой пощады и без прикрас. Существа слабые, задетые этим, никогда не прощают подобной искренности» (VII, 225). В первопечатном нем. издании своего труда Г. особо отмечал автобиографич. черты образов Мцыри и Печорина, сопоставлял смерть Печорина с гибелью Л., к-рая, по мнению Г., была обусловлена социальными причинами.Л. появляется в статьях Г. в двух планах: как реальная личность и как художественно обобщенный образ, что приводит к нек-рому раздвоению его облика; в зависимости от назначения характеристики, Г. подчеркивает то историч. обусловленность поэзии Л., выдвигая на первый план его скептицизм, то обличит. пафос его стихов. Так, в листовке «Юрьев день! Юрьев день!» (1853) Г. с гордостью назвал себя и Н. П. Огарева наследниками декабристов, А. С. Пушкина и Л. Пропаганда передовой рус. лит-ры в статьях Г. способствовала увеличению переводов произв. Л. на европ. языки в 50-е гг.; под влиянием Г. возникают переводы и интерпретации Л., сделанные Т. Пульской и М. Мейзенбуг.Л. и Г. — крупнейшие рус. прозаики периода перехода от романтизма к реализму, что обусловило черты общности в их творчестве. Роман Л. «Вадим» близок стилистически к первым романтич. опытам Г. В родословной «лишнего человека» герценовский Бельтов — необходимое звено между Печориным и героями И. С. Тургенева и И. А. Гончарова, что не исключает значит. различий в стилистике и лит. генеалогии романов Л. и Г., представляющих две типологически различные ветви рус. романа: «Герой...» — психологич. роман, «Кто виноват?» — трансформированный просветит. роман, вобравший в себя опыт франц. социальной прозы (Жорж Санд). Соответственно различны композиция романов, концепция характера и т.д.Соч. Герцен, т. 20 и т. 30 (см. указат. имен); А. И. Герцен об иск-ве, М., 1954, с. 196, 199, 218, 356.

Лит.: Эйхенбаум (7), с. 6—7; Эльсберг, с. 808—809; Бродский (5), с. 260—69, 294—96; Гусарова Ф. П., А. И. Герцен — пропагандист рус. лит-ры на Западе, «Уч. зап. ЛГПИ им. Герцена», 1959, т. 196, с. 35—36, 48—49; Гай Г. Н., Герцен и Л., «Науч. докл. высш. школы. Филологич. науки», 1961, № 2, с. 162—65; Гиллельсон (1), с. 364—94; Жук А., «Герой нашего времени» и проза Герцена 1830—1840-х гг., «Науч. докл. высш. школы. Филологич. науки», 1968, № 6, с. 62—74; Тимарцева Г. Н., Традиции психологич. прозы Л. в романе Герцена «Кто виноват?», в кн.: Сб. науч. работ студентов Саратов. ун-та, 1968, с. 82—86; Уманская (1), с. 178—180; Розин А. Г., Герцен и рус. лит-ра 30—40-х гг. XIX в., Краснодар, 1976, с. 155—67; Аринштейн (2).

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • 1. (св. Николай, епископ Мирликийский (IV в.) - считается покровителем мореплавателей; см. тж МИКОЛА, МИКОЛАЙ-ЧУДОТВОРЕЦ, НИКОЛА) Коли в землю со

  • (уменьш. к ШАГАНЭ) Ни к чему в любви моей отвага. И зачем? Кому мне песни петь? - Если стала неревнивой Шага, Коль дверей не смог я отпереть, Ни к

  • Пуантилизм(от франц. pointiller - писать точками), одно из названий живописной системы, характерной для неоимпрессионизма, - письма мелкими мазка