Лермонтовская энциклопедия

  • ́́ЭГГЕРТ Константин Владимирович (1883—1955), сов. актер, режиссер театра и кино. 15 ноября 1923 осуществил постановку «Испанцев» Л. в моск. театре

  • ЭЙХЕНБ́́АУМ Борис Михайлович (1886—1959), сов. историк лит-ры, исследователь творчества Л. С позиций «формальной школы» в лит-ведении, рассматр

  • «», стих. Л. (1839). «Графиня Эмилия» — Э.К. Мусина-Пушкина, в к-рую, по свидетельству В. А. Соллогуба, Л. «...страстно был влюблен... и следовал за не

  • ЭКСЛ́́ИБРИСЫ, см. Книжные знаки.

  • ЭЛ́́ЕГИЯ занимает значит. место в лирике Л. В антич. поэзии Э. называлось стих., написанное особым размером — элегич. дистихом; в новой лит-ре

  • «ЭЛЕГИЯ» («Дробись, дробись, волна ночная»), стих. раннего Л. (1830). В центре — образ добровольного изгнанника, наблюдающего простую жизнь люд

  • «ЭЛЕГИЯ» («О! Если б дни мои текли»), первое из двух юношеских стих. (1829), к-рые Л. обозначил как «элегии»; ср. «Элегия» («Дробись, дробись, волна

  • ЭЛЬБР́́УС (Шат-гора), высочайшая вершина Кавк. хребта, двуглавый конус потухшего вулкана (зап. вершина выс. 5642 м, вост. —5621 м). Э. в ясную погод

  • ЭНГЕЛЬЃ́АРДТЫ. Василий Васильевич (1785—1837), полковник в отставке; пользовался репутацией богача, острослова и игрока. В молодости был член

  • «ЭПИГРАММА» («Дурак и старая кокетка — все равно»), афористич. двустишие, один из опытов раннего Л. (1829) в области сатирич. поэзии. Возможно, э

  • «», написана Л. по поводу постановки пьесы Н. В. Кукольника «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский». Строка «В Большом театре я сидел», веро

  • «» I, II (1837; развернутый и краткий варианты). В эпиграмме речь идет об изданной Ф. В. Булгариным кн. «Россия в историч., статистич., географич. и

  • «ЭПИГРАММА» («Под фирмой иностранной иноземец»), эпиграмма Л. При первой публ. была снабжена примечанием П. А. Ефремова: «На О. И. Сенковского

  • «ЭПИГРАММЫ» [1 — «Есть люди странные, которые с друзьями»; 2 — «Тот самый человек пустой»; 3 — «Поэтом (хоть и это бремя)»; 4 — «Г-ну П...» («Амин

  • ЭП́́ИГРАФ у Лермонтова, один из характерных стилеобразующих элементов его поэзии. Обычная функция Э. — цитаты, изречения или пословицы, в а

  • «ЭПИТАФИЯ» («Кто яму для других копать трудился»), одна из четырех стихотв. эпитафий Л. (1830), единственная написанная в жанре т. н. иронич. эпи

  • «ЭПИТАФИЯ НАПОЛЕОНА», юношеское стих. (четверостишие) Л. (1830). Относится к группе стихотворений т. н. наполеоновского цикла, в к-рых доминируе

  • «ЭПИТАФИЯ» («Прости! увидимся ль мы снова?»), стих. Л. (1832), посв. памяти Ю. П. Лермонтова, единств. свидетельство того, что Л. присутствовал на е

  • «ЭПИТАФИЯ» («Простосердечный сын свободы»), юношеское стих. Л. (1830). Вероятно, посв. памяти Д.В. Веневитинова. В соответствии с традицией жанр

  • ́́ЭССЕН Петр Кириллович (1772—1844), петерб. военный ген.-губернатор (1830—42), с 1833 — граф. На балу у Э. 26 дек. 1834 Е.А. Сушкова «призналась в любви» Л.

  • «ЭТО СЛУЧИЛОСЬ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ МОГУЧЕГО РИМА», стихотв. отрывок в гекзаметрах, начало незаконч. стих., возможно, небольшой поэмы, стилизова