Поэтический словарь » Что такое «анакруза»?

Значение слова, определение и толкование термина

анакруза

anakruza

АНА´КРУЗА (греч. ἀνάκρουσις, букв. — отталкивание; предварение) — в античной поэтике безударные слоги в начале стиха до тезиса, до сильной части стопы, т. е. до долгого слога. В общеевропейской и русской поэтике А. называются безударные слоги в начале стиха до первого метрического акцента, на который обычно (но не обязательно) приходится ударный слог в стопе. А. соответствует музыкальному затакту. В тех немногих стиховых размерах, где стих начинается сразу с сильного метрического акцента, А. нет, иногда ее называют нулевой А. Это относится к тактометрическим периодам первого вида (так называемые нисходящие ритмы): трехдольник первый ⌣́⌣⌣, четырехдольник первый ⌣́⌣⌣⌣, пятидольник первый ⌣̋⌣⌣ | ⌣́⌣, шестидольник первый ⌣̋⌣⌣⌣ | ⌣́⌣. При наличии А. период заканчивается эпикрузой, т. е. заключительной частью, которая начинается с последнего акцента в стихе. В правильном метрическом стихе А. совершенно неотделима от эпикрузы, они — начало и конец тактометрического периода. Ниже приводится ряд примеров анакрузы и эпикрузы в стихах разных размеров.

Примеры сочетания анакрузы и эпикрузы в четырехкратных трехдольниках.

Трехдольник первый (дактиль), контрольный ряд | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | с нулевой анакрузой и нулевой эпикрузой, полносложная беспаузная форма:

| Тучки не | бесные, | вечные | странники! |

| Степью ла | зурною, | цепью жем | чужною |

| Мчитесь вы, | будто как | я же, из | гнанники |

| С милого | севера | в сторону | южную.

(М. Лермонтов)

То же, но с однодольной паузой в конце стиха:

| Были и | лето и | осень дожд | ливы; /\\ |

| Были по | топлены | пажити, | нивы... /\\ |

(В. Жуковский)

Трехдольник второй (амфибрахий), контрольный ряд ⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣; однодольная А. и двудольная эпикруза:

В пес | чаных сте | пях ара | вийской зем | ли /\\

Три | гордые | пальмы вы | соко рос | ли. /\\

Род | ник между | ними из | почвы бес | плодной,

Жур | ча, проби | вался вол | ною хо | лодной.

(М. Лермонтов)

В этих стихах однодольная А. всюду заполняется одним слогом, но двудольная эпикруза в первом двустишии состоит из слога и однодольной паузы, а во втором — из двух слогов. Из следующего примера видно, что эпикруза в трехдольнике может быть и двусложием (в нечетных строках) и двудольной паузой (в четных строках):

Ка | ховка, Ка | ховка, род | ная вин | товка,

Го | рячая | пуля ле | ти, /\\ /\\ | /\\ /\\

Ир | кутск и Вар | шава, О | рел и Ка | ховка —

Э | тапы боль | шого пу | ти. /\\ /\\ | /\\ /\\

(М. Светлов)

Трехдольник третий (анапест), А. и однодольная эпикруза, контрольный ряд ⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́; в нечетных стихах эпикруза слоговая, в четных — паузная:

Зачи | нается песня от | древних за | тей,

От ве | селых пи | ров и о | бедов, /\\ | /\\

И от | русых от | кос, и от | черных куд | рей,

И от | тех ли от | ласковых | дедов. /\\ | /\\

(А. К. Толстой)

Или пример двудольной (двухсложной) анакрузы и однодольной паузной эпикрузы во всем четверостишии:

Мы се | годня во | шли в Сева | стополь, /\\ | /\\

За хол | мом ору | дийный рас | кат, /\\ /\\ | /\\

Воздух | города | пылен и | тепел, /\\ | /\\

Круго | вая до | рога под | скат. /\\ /\\ | /\\

(С. Кирсанов)

Смешанная А. в четырехкратном паузном трехдольнике:

/\\ /\\ | Где вы, гря | дущие | гунны, /\\ | /\\

/\\ Что | тучей на | висли над | миром? /\\ | /\\

/\\ /\\ | Слышу ваш | топот чу | гунный /\\ | /\\

По е | ще не от | крытым Па | мирам. /\\ | /\\

/\\ На | нас /\\ ор | дой опья | нелой /\\ | /\\

/\\ /\\ | Рухните | с темных ста | новий — /\\ | /\\

Ожи | вить одрях | левшее | тело /\\ | /\\

/\\ Вол | ной /\\ пы | лающей | крови. /\\ | /\\

(В. Брюсов)

Примеры сочетания анакрузы и эпикрузы в трехкратных четырехдольниках.

Четырехдольник первый (без анакрузы — нулевая анакруза); контрольный ряд | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | :

| Дружба насто | ящая не | старится, /\\ |

| За небо вет | вями не цеп | ляется. /\\ |

| Если уж при | ходит срок, так | валится /\\ |

| С грохотом, как | дубу пола | гается. /\\ |

(К. Симонов)

Четырехдольник второй, однодольная анакруза и трехдольная эпикруза; контрольный ряд ⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣:

За | сыпала зве | риные тро | пинки /\\

Вче | рашняя раз | гульная ме | тель, /\\ /\\

И | падают и | падают сне | жинки /\\

На | тихую, за | думчивую | ель. /\\ /\\

(Д. Бедный)

Четырехдольник третий, двудольная анакруза и двудольная эпикруза; контрольный ряд ⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣:

Вдоль де | ревни, от из | бы и до из | бы, /\\

Заша | гали тороп | ливые стол | бы; /\\

Загу | дели, заи | грали прово | да — /\\

Мы та | кого не ви | дали никог | да. /\\

(И. Исаковский)

Четырехдольник четвертый, трехдольная анакруза и однодольная эпикруза; контрольный ряд ⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́:

Как эта | улица пыль | на, раскале | на!

Что за пе | чальная, о | господи, сос | на!

(Ин. Анненский)

Стоят се | ребряными | блюдечками | /\\

Кувшинок | мокрые цве | ты; /\\ /\\ /\\ | /\\

Иду по | махивая | удочками, | /\\

На обо | мшелые пло | ты. /\\ /\\ /\\ | /\\

(Г. Шенгели)

Под голу | быми небе | сами /\\ /\\ | /\\

Велико | лепными ков | рами /\\ /\\ | /\\

Блестя на | солнце, снег ле | жит. /\\ /\\ /\\ | /\\

(А. Пушкин)

Примеры А. и эпикрузы в пятидольнике и шестидольнике см. в соответствующих статьях.

Среди четырехдольников наблюдается мнимая анакруза, обычно это происходит в четырехдольнике первом без А., когда начальная модификация выражена второй константой | ⌣⌣⌣́⌣ | вместо первой константы | ⌣́⌣⌣⌣ | и поддержана такими же последующими константами:

| Как-то раз пе | ред толпою | соплеменных | го´р /\\ /\\ /\\ |

| У Казбека | с Шат-горою | был великий | спо´р. /\\ /\\ /\\ |

(М. Лермонтов)

Паузные А. встречаются иногда в частушках (четырехдольники):

Си | дела на ска | меечке, /\\ | ела кара | мелечки,

/\\ | Ела, улы | балася, ска | зали: цело | валася!

Или:

/\\ /\\ | То-опнула | я, /\\ и не | то-опнула | я, /\\

Съела | целого бы | ка /\\ и не | ло-опнула | я! /\\

С другой стороны, наблюдаются случаи, когда на А. падает настолько сильный акцент, что вся ритмическая структура стиха как бы смещается; это бывает среди стихов четырехстопного ямба, контрольный ряд которого следующий ⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́, т. е. трехкратный четырехдольник четвертый:

Поку´ри | вая, здесь си | дим /\\ /\\ /\\ | /\\

На ла´воч | ке, вперивши | взоры /\\ /\\ | /\\

В поле´й за | зеленевший | дым, /\\ /\\ /\\ | /\\

Гляди´м на | Воробьевы | горы. /\\ /\\ | /\\

(А. Белый)

Ср. следующий пример:

Я знал кра | са´виц недо | сту´пных, /\\ /\\ | /\\

Холодных | , чи´стых, как зи | ма´, /\\ /\\ /\\ | /\\

Неумо | ли´мых, непод | ку´пных, /\\ /\\ | /\\

Непости | жи´мых для у | ма´. /\\ /\\ /\\ | /\\

(А. Пушкин)

Вот примеры еще более сильного акцентирования А.:

Бу´дешь | в универси | тете —

Сон свер | шится ная | ву! /\\

(Н. Некрасов)

Засве | тились на тан | цующей си | рене

Во´до | росли под лу | ной, как светля | ки. /\\

(И. Северянин)

В последних двух примерах модификация, идущая вслед за А., — безударная, что еще резче усиливает акцентировку А., и ритм стиха как бы выходит из нормы контрольного ряда.

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

анакруза в других словарях

  • анакру́за(от греч. anacrusis– отталкивание), слоги стихотворной строки, предшествующие первому метрическому ударению. В хорее и дактиле анакру

См. также

  • Бенуа де Сент Мор        БЕНУА де СЕНТ МОР (Benoit de S-te Maure, середина XII в.) — французский поэт, автор «Romant de Troie» (ок. 1165), составленного по византи

  • «Carmen Arvale» - весьма древний латинский гимн в честь богини Деи Дии, который пели танцуя так называемые братья-близнецы (fratres arvales), коллегия из