Поэтический словарь » Что такое «анапест»?

Значение слова, определение и толкование термина

анапест

anapest

АНА´ПЕСТ (греч. ἀνάπαιστος — отраженный назад) — 1) античная четырехдольная стопа о трех слогах, из которых последний — долгий, двудольный. Называлась эта стопа «обратно ударяемой» потому, что она противоположна дактилю по местонахождению тезиса, т. е. долгого слога (схема античной дактилической стопы ⌣̅⌣̅⌣⌣, а А. ⌣⌣⌣̅⌣̅). При исполнении анапестических стихов в Элладе исполнители приплясывали, отбивая ногой такт на последнем слоге стопы, а не на первом, как это имеет место в дактиле. Поэтому анапестическая стопа носит еще другое название — антидактиль. Стремительность анапестического ритма, обусловленная наличием двудольной (двусложной) анакрузы, дала основание античной фантазии создать мифического изобретателя А. — хромоногого поэта Тиртея, со стихами-песнями которого древние воины шли в бой.

2) В общеевропейской и русской метрике А. не четырехдольная, а трехдольная стопа ⌣⌣ | ⌣́. Это — трехдольник третий с двудольной (двусложной) анакрузой ⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́. В практике русских поэтов А. появился впервые у А. Сумарокова (ода «Противу злодеев»). Вот начало этой оды:

На морских берегах я сижу,

Не в пространное море гляжу,

Но на небо глаза возвожу.

На врагов, кои мучат нахально,

Стон пуская в селение дально,

Сердце жалобы вносит печально.

(1759 г.)

Несколько стихотворений, написанных А., встречается у В. Жуковского, А. Дельвига, А. Пушкина, А. Полежаева. М. Лермонтов, а за ним А. Кольцов, Н. Некрасов и А. Фет открыли широкий путь А. в русскую поэзию. От них А. прочно вошел в практику К. Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова и других поэтов дореволюционной, а затем и советской эпохи.

Вот несколько примеров русского А. с обозначением анакрузы. Трехстопный А. соответствует трехкратному трехдольнику третьему:

Я те | бе ниче | го не ска | жу,

Я те | бя не встре | вожу ни | чуть,

И о | том, что я | молча твер | жу,

Не ре | шусь ни за | что намек | нуть.

(А. Фет)

Я у | бит подо | Ржевом /\\ | /\\

В безы | мянном бо | лоте, /\\ | /\\

В пятой | роте, на | левом, /\\ | /\\

При жес | током на | лете. /\\ | /\\

(А. Твардовский)

То же трехстопный А., но фактически четырехкратный трехдольник третий (за счет концевых пауз):

Не дож | даться мне, | видно, сво | боды. /\\ | /\\

А тю | ремные | дни будто | годы; /\\ | /\\

И ок | но высо | ко над зем | лей, /\\ /\\ | /\\

А у | двери сто | ит часо | вой. /\\ /\\ | /\\

(М. Лермонтов)

Четырехстопный А., фактически пятикратный (за счет пауз):

Мы сво | е навер | стаем и | всех пере | кроем, /\\ | /\\

И са | ма я чи | тала пла | кат у сте | ны, /\\ /\\ | /\\

Что в кол | хозе дейст | вительных | новых ге | роев /\\ | /\\

Порож | дает э | поха Со | ветской стра | ны. /\\ /\\ | /\\

(М. Исаковский)

Пятистопный А., фактически шестикратный (за счет пауз):

До че | го же бы | вает реч | ная во | да хоро | ша, /\\ /\\ | /\\

Если | пить ее | в полдень боль | шими глот | ками из | каски. /\\ | /\\

Отле | тает ус | талость. Теп | леет жи | вая ду | ша, /\\ /\\ | /\\

Как в не | давнее | время теп | лела от | девичьей | ласки. /\\ | /\\

(А. Сурков)

╔ Я пи | шу, как ды | шу.

╚ По дру | гому пи | сать не у | мею. /\\ | /\\

╔ Поде | литься спе | шу

╚ То вос | торгом, то | болью сво | ею. /\\ | /\\

(В. Звягинцева)

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

анапест в других словарях

См. также

  • Каменский Г.        КАМЕНСКИЙ Генрик (Kamienski, 1883—) — польский публицист и лит-ый критик-марксист. Первые литературно-критические статьи пом

  • АЛЛИТЕРА´ЦИЯ (от лат. ad — к, при, со и littera — буква; собуквие) — древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной ре