Поэтический словарь

  • АББРЕВИАТУ´РА (от лат. ab — от и brevis — короткий) — укорочение, сокращение; слово, составленное из начальных частей определенных слов или из п

  • АВТОЛО´ГИЯ (от греч. αὐτός — сам и λόγος — слово; букв.— «самословие») — употребление в поэтическом произведении слов и выражений в их пр

  • А´ВТОРСКАЯ ГЛУХОТА´ — условный термин, предложенный М. Горьким: явные стилистические и смысловые ошибки в художественном произведении, не

  • АГИ´ТКА (от лат. agitatio — побуждение) — литературное произведение, написанное на злободневную общественно-политическую тему, в котором все и

  • АГОГИ´ (греч. ἀγωγή — ведение, движение, темп) — термин древнегреческой поэтики, означающий темп; в античном театре каждое стихотворное пр

  • АЙРЕ´НЫ — монострофа в армянской поэзии, лирическое стихотворение из четырех строк разнообразного содержания. Один из лучших авторов эти

  • АЙТЫ´С (казах.) — публичное поэтическое состязание народных певцов — импровизаторов (акынов) в Казахстане, популярное и в настоящее время.

  • АЙТЫСУ´ (казах.) — стихотворение диалогической формы в казахской поэзии, оно строится по принципу амебейной композиции.

  • АКАТАЛЕ´КТИКА (греч. ἀ — частица отрицания) — см. каталектика.

  • АКРОМОНОГРА´ММА (от греч. ἄκρος — верхний, крайний, μόνος — один и γράμμα — запись) — лексико-композиционный прием, заключающийся в повто

  • АКРОСТИ´Х (греч. ἄκρος — верхний, крайний и στίχος — стих) — стихотворение, начальные буквы которого составляют имя, слово или (реже) фразу.

  • АКЦЕ´НТНЫЙ СТИХ — см. ударник.

  • АКЫ´Н — народный поэт-певец в Казахстане и Средней Азии. А. — импровизаторы, они сочиняют и исполняют свои произведения под аккомпанемент

  • АЛЕКСАНДРИ´ЙСКИЙ СТИХ — система двустиший, шестистопный ямб со смежными, рифмами. Свое название он получил, по одной версии, от древней поэ

  • АЛКЕ´ЕВА СТРОФА´ — античная четырехстишная строфа, изобретенная Алкеем; состоит из стихов трех видов:1) девятисложный ямбический стих ⌣⌣

  • АЛКЕ´ЕВ СТИХ — античный стихотворный размер, названный так в честь древнегреческого лирика Алкея (’Αλκαιος; 7—6 вв. до н. э.). Это десятислож

  • АЛКМА´НОВА СТРОФА´ — античная двустишная строфа, в которой первый стих является гекзаметром, а второй — алкмановым стихом.

  • АЛКМА´НОВ СТИХ — античный одиннадцатисложный стих, названный в честь древнегреческого поэта Алкмана (’Αλκμάν; 7 в. до н. э.); это усеченный ч

  • АЛЛЕГО´РИЯ (греч. ἀλληγορία) — иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа. Обще

  • АЛЛИТЕРАЦИО´ННЫЙ СТИХ (от лат. ad — к, при и littera — буква) — одна из древнейших формаций стиха, встречающаяся в творчестве некоторых европейс

  • АЛЛИТЕРА´ЦИЯ (от лат. ad — к, при, со и littera — буква; собуквие) — древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной ре

  • АЛОГИ´ЗМ (от греч. ἀ — частица отрицания и λογισμός — рассудок, разум — неразумное, нелогическое) — стилистический прием, близкий к оксимо

  • А´ЛЬБА (прованс. alba, букв. — рассвет) — утренняя песня, лирический жанр, культивировавшийся французскими трубадурами. Главная тема А. — тай

  • АЛЬБО´МНАЯ ЛИ´РИКА — лирический жанр ранней средневековой французской поэзии; стихи поэтов-дилетантов, писавших главным образом рондо и

  • АЛЬМАНА´Х (араб. — буквально «там, где склоняют колени», т. е. остановка, отдых каравана в оазисе пустыни) — первоначальное название календа

  • АЛЬТЕРНА´НС (от лат. alterno — чередуюсь) — правило чередования рифм в стихотворении строфического строения. Порядок А. был разработан во фран

  • АЛЬТЕРНИ´РУЮЩИЙ РИТМ (от лат. alterno — чередуюсь, меняюсь) — обозначение смены сильного слога слабым и обратно в хореическом и ямбическом сти

  • АМЕБЕ´ЙНАЯ КОМПОЗИ´ЦИЯ (от греч. ἀμοιβαῖος — попеременный, чередующийся) — особый вид композиционного параллелизма на основе расширенно

  • АМПЛИФИКА´ЦИЯ (лат. amplificatio — распространение, расширение) — 1) ораторский и стилистический прием нагнетания во фразе эпитетов, образов, син

  • АМФИБОЛИ´Я (греч. ἀμφιβολία — двусмысленность, неясность) — неясность выражения, возникающая в результате ряда причин стилистического по

  • АМФИБРА´ХИЙ (греч. ἀμφίβραχυς, от ἀμφί — около, кругом и βραχυς — краткий) — 1) античная четырехдольная стопа о трех слогах, долгий слог нах

  • АМФИМА´КР (греч. ἀμφίμακρος, от ἀμφί — около, кругом и μακρός — большой, долгий) — античная пятидольная стопа, противоположная амфибрахию,

  • АНАГРА´ММА (от греч. ἀνά — пере, через, вперед и γράμμα — буква) — перестановка в слове или группе слов букв, в результате чего образуется н

  • АНАДИ´ПЛОСИС (греч. ἀναδίπλωσις — повторение) — см. акромонограмма.

  • АНАКОЛУ´Ф (от греч. ἀνακόλουθος — непоследовательный, несогласный) — синтаксическая несогласованность членов предложения, не замеченная

  • АНАКРЕОНТИ´ЧЕСКАЯ ПОЭ´ЗИЯ — вид лирической поэзии, воспевающей радость жизни, веселье и чувственные наслаждения. Свое название этот жанр

  • АНА´КРУЗА (греч. ἀνάκρουσις, букв. — отталкивание; предварение) — в античной поэтике безударные слоги в начале стиха до тезиса, до сильной

  • АНА´ПЕСТ (греч. ἀνάπαιστος — отраженный назад) — 1) античная четырехдольная стопа о трех слогах, из которых последний — долгий, двудольный.

  • АНАХРОНИ´ЗМ (греч. ἀνά — вверх, вперед; здесь — против и χρόνος — время) — намеренная или случайная перестановка автором исторических фак

  • АНАЦИКЛИ´ЧЕСКИЙ СТИХ (от греч. ἀνά — вверх, вперед, против и κύκλος — колесо, круг, цикл) — наименование стихотворения, которое можно читат

  • АНТИБА´КХИЙ (греч. ἀντιβάκχειος — противоположный бакхию) — античная пятидольная (пятиморная) стопа о трех слогах: ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣; имеет дру

  • АНТИКЛИ´МАКС (от греч. ἀντί — против и κλῖμας — лестница) — стилистическая фигура, расположение в поэтической (а иногда и в бытовой) речи с

  • АНТИСПА´СТ (греч. ἀντίσπαστος — оттянутый в сторону) — античная шестидольная (шестиморная) стопа о четырех слогах ⌣⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣, комбинац

  • АНТИСТРОФА´ (от греч. ἀντιστροφή — поворот назад) — композиционная форма в хорах и песнях античной трагедии, где ритм первой строфы повтор

  • АНТИТЕ´ЗА (греч. ἀντίθεσις — противоположение) — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образо

  • АНТИТЕ´ЗИС (греч. ἀντίθεσις — противоположение) — как термин античной метрики, та часть стопы, в которой содержатся короткие слоги. А. прот

  • АНТИФРА´ЗИС (греч. ἀντίφρασις — употребление слова в противоположном значении) — стилистическая фигура, употребление данного слова или в

  • АНТИ´ЧНАЯ МЕ´ТРИКА (от лат. antiquus — древний и греч. μέτρον — мера) — система строения древнегреческого стиха, усвоенная затем и древнеримск

  • АНТОЛО´ГИЯ (греч. ἀνθολογία, букв. — сбор цветов) — 1) сборник лучших, избранных стихотворений одного поэта, группы поэтов определенного на

  • АНТО´НИМ (от греч. ἀντί — против и ὄνυμα — имя) — сочетание словесных пар со взаимно противоположным значением:...Волна и камень,Стихи и пр

  • АНТОНОМАСИ´Я (греч. ἀντονομασία — переименование) — вид метонимии, поэтический троп, заключающийся: 1) в замене имени известного лица назв

  • АПОКО´ПА (греч. ἀποκοπή — отсечение) — отпадение одного или нескольких звуков в конце слова, укорочение слова без ущерба для его значения,

  • АПОЛО´Г (от греч. ἀπόλογος, букв. — рассказ) — разновидность нравоучительной поэзии в России 18 — начала 19 в.; то же, что басня, но преимущест

  • АПОСИОПЕ´ЗА (греч. ἀποσιώπησις — сокрытие, утаивание) — термин старой русской поэтики, стилистическая фигура, то же, что умолчание.

  • АПОСТРО´ФА (греч. ἀποστροφή — отклонение в сторону) — стилистическая фигура: 1) обращение автора к лицу отсутствующему, как к присутствующ

  • АППЛИКА´ЦИЯ (лат. applicatio, букв. — прикладывание) — стилистический прием вмонтирования в текст литературного произведения общеизвестного в

  • АРГО´ (франц. argot — жаргон) — уличное просторечие парижан, уснащенное особыми характерными словечками, имеющими условный смысл. Французски

  • АРИСТОФА´НОВ СТИХ (’Αριστοφάνειον μέτρον) — античный десятидольный (десятиморный) стих о семи слогах следующего ритмического строения:⌣

  • АРИТМИ´Я (ἀρρυθμία — отсутствие ритмичности) — нарушение ритмической правильности в стихе, незамеченное автором или примененное умышлен

  • А´РСИС (греч. ἄρσις — повышение, подъем) — термин античной метрики, слабая часть стопы, противоположная тезису, с одним или двумя краткими

  • АРУ´З, или аруд (араб.), — система метрического стихосложения, широко применяемая в арабоязычной, персоязычной и тюркоязычной письменной п

  • АРХАИ´ЗМ (от греч. ἀρχαῖος — древний) — устарелые, вышедшие из употребления слова или старо-грамматические формы, применяемые иногда в по

  • АСИ´НДЕТОН (греч. ἀσύνδετον — несвязанное) — см. бессоюзие.

  • АСКЛЕПИА´ДОВ СТИХ — античный стих, изобретенный древнегреческим поэтом Асклепиадом Самосским (’Ασκληπιάδης ὁ Σάμιος; 3 в. до н. э.), из плея

  • АССОНА´НС (франц. assonance — созвучие) — 1) распространенная в романской поэзии неполная рифма, в которой совпадают лишь ударные гласные звуки.

  • АССОНА´НС СЕМАНТИ´ЧЕСКИЙ — см. семантический ассонанс.

  • АСТЕИ´ЗМ (греч. ἀστεῖσμός — шутка, острота) — см. антифразис.

  • АСТРОФИ´ЧНОСТЬ СТИХА´ (от греч. ἄστροφος — бесстрофный) — свободное расположение в поэме, написанной метрическим стихом (или в длинном ме

  • АТОНИ´РОВАНИЕ (греч. ἀ — частица отрицания и τόνος — напряжение, удар; тон) — в метрическом стопном стихе ослабление или утрата акцента в с

  • АФОРИ´ЗМ (греч. ἀφορισμός) — изречение, выражающее с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо оригинальную мысль. Афористич

  • АШУ´Г (араб., букв. — влюблённый) — народный певец-поэт на Кавказе (Армения, Грузия, Азербайджан, Дагестан) и в Турции. А. импровизируют свои п