Поэтический словарь

  • ДА´ЙНИ (ед. ч. да´йня) — древнейшая форма латышских народных песен, получившая свое наибольшее развитие в 13—18 вв., в эпоху владычества немец

  • ДАЙНЫ´ (ед. ч. дайна´) — литовские народные лирические песни обрядового, бытового и общественно-политического характера. Происхождение Д. о

  • ДАКТИЛИ´ЧЕСКАЯ РИ´ФМА — рифма с ударением на третьем от конца слоге, например:Тучки небесные, вечные стра´нники!Степью лазурною, цепью жем

  • ДА´КТИЛО-ХОРЕИ´ЧЕСКИЙ СТИХ — в старой поэтике название русского гекзаметра. Помимо женской клаузулы, здесь встречается женская цезура с о

  • ДА´КТИЛЬ (греч. δάκτυλος, букв. — палец) — 1) античная четырехдольная стопа о трех слогах, из которых первый — долгий (двудольный), а остальны

  • ДАСТА´Н (фарси) — эпический жанр в литературах и фольклоре Ближнего и Среднего Востока и юго-восточной Азии; обычно — литературная обработ

  • ДВУДО´ЛЬНЫЕ РАЗМЕ´РЫ (ДВУСЛО´ЖНЫЕ) — в русском силлабо-тоническом стихе обычно относят к ямбам и хореям. Но фактически двудольная (двуслож

  • ДВУСТИ´ШИЕ — простейшая форма строфы, популярная у всех народов мира. В русской народной поэзии любимым Д. является частушка, хотя ее приня

  • ДЕСТРУКТИ´ВНЫЕ СТИХИ´ (от лат. destractio — разрушение) — стихи, в которых нарушена метрическая структура, вследствие чего ритмические очертан

  • ДЕ´ЦИМА (от лат. decem — десять) — десятистрочная строфа в испанской поэзии, чаще всего хореического размера. Мужские и женские рифмы в Д. идут

  • ДЖИР, или жир, — форма 7—8-сложного силлабического стиха в казахской и киргизской народной эпической поэзии; рифма в Д. — однозвучная (монор

  • ДИАЛЕКТИ´ЗМЫ (от греч. διάλεκτος — речь, наречие, говор) — народные элементы речи, принадлежащие местному говору (край, область, район) и вкл

  • ДИАЛО´Г (греч. διάλογος — разговор) — 1) разговор двух или нескольких лиц в литературно-повествовательном произведении или в поэме, наприме

  • ДИА´СТОЛА (греч. διαστολή — расширение) — в античном стихе замена долгого слога кратким в сильной части стопы (в тезисе); прием, противополо

  • ДИВА´Н (перс. — запись, книга) — в литературах Ближнего и Среднего Востока сборник стихотворений одного или нескольких поэтов в строго обу

  • ДИДАКТИ´ЧЕСКАЯ ПОЭ´ЗИЯ (от греч. διδακτικός — поучительный) — поэтические жанры поучительного содержания: некоторые оды, басни, стихотвор

  • ДИЕРЕ´ЗА (греч. διαίρεσις — разделённость) — в античном стихе замена в стопе долгого (двудольного) слога двумя краткими (однодольными), нап

  • ДИМЕ´ТР (греч. δί — в сложных словах: дважды — и μέτρον — метр, двумерность) — название античного стиха, состоящего из двух диподий, т. е. из

  • ДИПИРРИ´ХИЙ (греч. δί — в сложных словах: дважды — и πυρρίχιος) — двойной пиррихий ⌣⌣⌣⌣. В античном стихе Д. не был самостоятельной стопой

  • ДИПОДИ´Я (греч. διποδία — двустопие) — двойная стопа с ритмическим ударением на второй стопе в античных ямбических и хореических метрах. П

  • ДИССОНА´НС (франц. dissonance, от лат. dissono — нестройно звучу) — один из видов неточной рифмы, в которой совпадают только послеударные звуки, удар

  • ДИ´СТИХ (греч. δίστιχος — двустишие) — в античной поэзии самостоятельное, законченное двустишие, выражающее оригинальную глубокую мысль.

  • ДИФИРА´МБ (греч. διθύραμβος) — жанр античной торжественной лирики, развился из культа Диониса (Вакха). Первоначально Д. были народными песн

  • ДИФТО´НГ (греч. δίφθογγος — двугласный) — сочетание в одном слоге двух гласных звуков, один из них неслоговой. Наиболее часто неслоговыми з

  • ДИХОРЕ´Й (греч. διχόρειος) — в античной метрике двойной хорей, шестидольная диподия о четырех слогах: ⌣̅⌣̅⌣ ⌣̅⌣̅⌣. В применении к русско

  • ДИЯ´МБ (греч. διΐαμβος) — в античной метрике двойной ямб, шестидольная диподия о четырех слогах: ⌣⌣̅⌣̅ ⌣⌣̅⌣̅. В применении к русской мет

  • ДОГГЕРЕ´ЛЬ (англ. doggerel, происхожд. неизвестно) — форма неравносложного «вольного» стиха в старой английской поэзии, похожего на русский ра

  • ДО´ЙНА — лирическая народная песня румын и молдаван; часто носит характер импровизации.

  • ДО´ЛЬНИК — крайне условный термин, введен В. Брюсовым, который в своей «Науке о стихе» так назвал форму акцентного стиха, или ударника. Впос

  • ДО´ЛЬНОСТЬ В СТИХЕ´ — см. равнодольность.

  • ДО´ЛЯ (в др.-греч. метрике χρόνος πρῶτος — простое время, в латинской — mora с тем же значением) — простейшая клетка метрического ритма, равна

  • ДОСИЛЛАБИ´ЧЕСКИЕ ВИ´РШИ — дисметрические стихи в древней Руси, преимущественно 16—17 вв., с неравносложными строками и смешанными рифмами (

  • ДО´ХМИЙ (греч. δόχμιος, букв. — кривой) — в античной метрике восьмидольная стопа о пяти слогах ⌣⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣⌣̅⌣̅.

  • ДУ´МЫ — 1) украинские народные исторические песни или поэмы лиро-эпического характера, наподобие русских былин; исполняются речитативом, ч

  • ДУХО´ВНЫЕ СТИХИ´ («словеса золотые») — нравоучительный жанр древнерусской народной поэзии, поэмы и стихотворения на темы о благочестивой