Поэтический словарь

  • ПАЛИНДРО´М, палиндро´мон (греч. παλίνδρομος — движущийся назад, возвращающийся), — перевертень, слово, стих или фраза, одинаково читаемые п

  • ПАМФЛЕ´Т (англ. pamphlet, от Pamphilius — имя героя популярной в свое время комедии 12 в.) — произведение литературно-публицистического жанра, преиму

  • ПАНЕГИ´РИК (греч. πανηγυρικός) — в античном мире первоначально так называлась надгробная речь, восхвалявшая подвиги могущественного воен

  • ПАНТОРИ´М, или пантори´фма (от греч. παντ — корень слова πᾶς — весь и франц. rime — рифма или греч. ῥυθμός — ритм, размерность), — стихотворен

  • ПАНТУ´НЫ (индон. pantun) — народные четверостишия в индонезийской поэзии. Популярность П. огромна, они откликаются на разные случаи жизни. П. м

  • ПАРА´БОЛА (греч. παραβολή — аллегорический рассказ, притча) — краткая иносказательная история поучительного содержания (термин старой по

  • ПАРАЛЛЕЛИ´ЗМ (от греч. παράλληλος — идущий рядом, параллельный) — композиционный прием, подчеркивающий структурную связь двух (обычно) или

  • ПАРАФРА´З, или парафраза (греч. παράφρασις — пересказ), — стилистический термин; 1) пересказ своими словами литературного произведения. К э

  • ПАРО´ДИЯ (от греч. παρῳδία — перепев) — жанр критико-сатирической литературы, основанный на комическом воспроизведении и высмеивании сти

  • ПА´РТИМА (прованс. partimén, букв. — часть, раздел, от partir — разделять, распределять) — жанр игровой поэзии трубадуров, изощрявшихся в остроуми

  • ПАРЦЕЛЛЯ´ЦИЯ (итал. parcella — частица, от лат. particula) — стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на

  • ПАСТОРА´ЛЬ (от лат. pastoralis — пастушеский) — жанр античной, так называемой пастушеской поэзии, изображавшей деревенскую мирную жизнь пастух

  • ПАСТОРЕ´ЛА, или пастуре´ла (прованс. pastorelle или pastourelle, букв. — пастушка), — лирический жанр поэзии трубадуров, стихотворение в форме диалога

  • ПЕНТА´МЕТР (греч. πεντάμετρος — пятистопный, от πέντε — пять и μέτρον — мера) — в античной метрике пятистопный дактиль. Стихи, написанные о

  • ПЕНТО´Н (от греч. πέντε — пять) — термин, введенный В. Пястом для обозначения русского пятидольного размера (см. пятидольник).

  • ПЕРВОНАЧА´ЛЬНОЕ ЗНАЧЕ´НИЕ, — употребление привычных слов или выражений в их изначальном смысле, т. е. в том, какой присущ им. В этом случае н

  • ПЕРЕАКЦЕНТУА´ЦИЯ (от рус. предлога «пере» и лат. accentus — ударение) — термин, предложенный В. Жирмунским для обозначения тех случаев ритмообр

  • ПЕРЕ´ДНЯЯ РИ´ФМА — см. начальная рифма.

  • ПЕРЕКРЕ´СТНАЯ РИ´ФМА — наиболее употребительный вид рифмовки в четверостишии, где слова рифмуются через строку, по типу abab:Близился сизый

  • ПЕРЕНО´С (франц. enjambement, от enjamber — перешагнуть, перескочить) — несовпадение интонационно-фразового членения в стихе с метрическим членение

  • ПЕРИ´ОД (от греч. περίοδος, букв. — обход) — лингвистический термин, означающий длинное сложное предложение, в первой части которого интона

  • ПЕРИ´ОД ТАКТОМЕТРИ´ЧЕСКИЙ — см. тактометрический период.

  • ПЕРИФРА´З, перифра´за (от греч. περίφρασις — пересказ), — 1) стилистический прием, заключающийся в замене какого-либо слова или словосочета

  • ПЕРСОНИФИКА´ЦИЯ (от лат. persona — лицо и facio — делаю) — см. олицетворение.

  • ПЕСНЬ (песня) — 1) название эпического или лиро-эпического произведения на историческую или героическую тему, например в западной литерату

  • ПЕ´СНЯ — небольшое лирическое стихотворение, предназначенное для пения; отсюда — его обязательная строфичность, простота текста, отсутст

  • ПЕТРУ´ШКА — название кукольного народного театра, существовавшего в России с 17 в. до начала 20 в. Пьесы, сочинявшиеся для этого театра безве

  • ПИИ´Т, или пии´та (греч. ποιητής, от ποιέω — делаю), — устаревшая славяно-византийская форма слова «поэт»; теперь употребляется в ироническ

  • ПИРРИ´ХИЙ (греч. πυρρίχιος) — в античной метрике вспомогательная группа из двух кратких слогов, являлась частью какой-либо стопы, а в некот

  • ПИСЬМО´ — эпистолярный жанр литературы, стихотворное или прозаическое обращение писателя к определенному лицу с постановкой какого-либо

  • ПЛАЧ, причитания (причеть, голошение, вопль, крик), — жанр русской обрядовой и бытовой народной поэзии; лирико-драматическая импровизация в

  • ПЛЕОНА´ЗМ (от греч. πλεονασμός — излишество) — многословие, излишние определительные слова в фразе. Таковы П., которыми мы пользуемся на ка

  • ПО´ВЕСТЬ — литературное произведение описательно-повествовательного жанра; по своим размерам и, главное, быстроте развертывания эпизодо

  • ПОВТО´РЫ — стилистические признаки, присущие поэзии и этим отличающие ее от прозы, как противостоящей стилевой категории. К системе поэти

  • ПОГОВО´РКА — меткое народное выражение, лаконичное по форме и острое по мысли и наблюдательности, чаще всего с юмористическим или сатирич

  • ПОДРАЖА´НИЕ — лироэпический жанр в поэзии 18 и первой половины 19 вв.; стихотворение, навеянное творчеством какого-либо поэта или стилизован

  • ПОДХВА´Т — см. акромонограмма.

  • ПОЛУДО´ЛЬНЫЕ СЛО´ГИ — в метрическом стихе фонетически легкие слоги, которые по условиям ритмической структуры, на фоне однодольных кратк

  • ПОСВЯЩЕ´НИЕ — поэтический жанр, лирическое стихотворение, предваряющее большое произведение. В П. поэт открыто мотивирует подношение это

  • ПОСЛА´НИЕ — древнейший жанр монологической поэзии, большое стихотворение, в котором поэт, как бы беседуя с адресатом, высказывает свои суж

  • ПОСЛО´ВИЦА — афористическое народное изречение, обычно двухчастной формы, этим и отличается П. от одночастной поговорки. П. выражает собой

  • ПОСТОЯ´ННЫЙ ЭПИ´ТЕТ — см. эпитет.

  • ПОЭ´ЗИЯ (греч. ποίησις, от ποιέω — делаю, создаю, творю) — 1) в расширительном значении — литературно-художественные произведения в стихах и

  • ПОЭ´МА (греч. ποίημα, от ποιέω — делаю, творю) — большое многочастное стихотворное произведение эпического или лирического характера. Форм

  • ПОЭ´ТИКА (от греч. ποιητική — поэтическое искусство) — наука о структурных формах художественных произведений и исторических законах изм

  • ПОЭТИ´ЧЕСКАЯ ВО´ЛЬНОСТЬ — см. вольность поэтическая.

  • ПОЭТИ´ЧЕСКАЯ ЭТИМОЛО´ГИЯ (термин Г. Винокура) — вид двойного или тройного звукового параллелизма, когда поэт подбирает к первому члену соп

  • ПРЕ´НИЯ — в старофранцузской поэзии шуточные диалоги между двумя исполнителями пьески — жонглерами; например, споры двух персонажей — Ле

  • ПРЕЦИО´ЗНАЯ ПОЭ´ЗИЯ (от франц. precieux — драгоценный, изысканный) — эстетско-салонное течение во Франции 17 в. зародившееся в кругах аристокра

  • ПРИБАУ´ТКА — шутливое народное выражение, полное безобидного юмора; иногда короткий рассказец в виде расширенной поговорки, часто с рифма

  • ПРИМЕНЕ´НИЕ — см. аллюзия.

  • ПРИПЕ´В — стихи, повторяющиеся в конце каждого куплета песни; термин П. ближе к народным песням, в отличие от рефрена, являющегося строфиче

  • ПРИ´СКАЗКА — разновидность русской прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, середине и конце сказки, например: «Это присказка, а сказ

  • ПРИ´ТЧА — малый жанр поучительной или сатирической литературы, бытовавшей в России в 17—18 и в начале 19 вв.; небольшое, отчасти схожее с басн

  • ПРОВАНСА´ЛЬСКАЯ ЛИ´РИКА — см. трубадуры.

  • ПРОВИНЦИАЛИ´ЗМЫ (от лат. ptovincialis — провинциальный) — слова и выражения, отклоняющиеся от норм, положенных в основу литературного языка; обы

  • ПРО´ЗА [лат. prosa (oratio) — свободная речь — идущий прямо вперед] — как стилевая категория, противоположна поэзии (и стиху); она охватывает собо

  • ПРОЗАИ´ЗМЫ — выражения, обороты и целые фразы из бытовой, научной и т. п. прозаической лексики, вторгающиеся в поэтический текст, на фоне ко

  • ПРОЗОПОПЕ´Я (греч. προσωποποιΐα, от πρόσωπον — лицо и ποιέω — делаю, творю) — см. олицетворение.

  • ПРОКЕЛЕВЗМА´ТИК (греч. προκελευσματικός, от προκελεύω — погоняю вперед) — см. дипиррихий.

  • ПРОКЛИ´ТИКА [от греч. προκλιτικός — наклоняющийся вперед (к следующему слову)] — лингвистический термин, безударное слово, передающее свое

  • ПРОЛО´Г (греч. πρόλογος, букв. — предисловие) — 1) в античной трагедии, а затем и в общеевропейской драме — обращение к зрителям театра, пред

  • ПРОСО´ДИЯ (греч. προσᾠδία — ударение) — 1) в античной поэтике учение о количестве, т. е. протяженности и ударности слогов в метрическом стих

  • ПРОСТОРЕ´ЧИЕ — в художественном произведении, преимущественно поэтическом, применение народно-разговорных выражений, снижающих приподн

  • ПРОСТРА´НСТВО СТИХА´ — см. тактометрический период.

  • ПСА´ЛЬМЫ (от греч. ед. ч. ψαλμός — песнь под аккомпанемент арфы) — народные полурелигиозные песнопения, исполнявшиеся нищими и бродячими пе

  • ПУА´НТ (франц. pointe — острие, острота) — стилистический прием, выражающий: 1) остроумное заключение эпиграммы, басни или анекдота; 2) неожидан

  • ПУБЛИЦИСТИ´ЧЕСКАЯ ПОЭ´ЗИЯ (от лат. publicus — общественный) — стихотворные произведения, откликающиеся на актуальные вопросы общественно-пол

  • ПЭО´Н, или пэан (греч. παιών, или παιάν), — 1) в античном мире песнь в честь бога солнца Феба, а затем — благодарственная песнь богам за спасен

  • ПЯТИДО´ЛЬНИК — одна из четырех элементных групп, участвующих в формировании метрического стиха. Истоки П. — народная поэзия. Эта сложная д