Поэтический словарь

  • СА´ГА (др.-сканд. saga — песнь; повествование) — название древнескандинавских и древнеирландских эпических сказаний о легендарных героях и и

  • САДЖ (араб. — рифмование) — форма литературных произведений у арабоязычных, персоязычных и тюркоязычных народов. Это — повествование в ри

  • САЛО´ННАЯ ПОЭ´ЗИЯ — см. прециозная поэзия.

  • САПФИ´ЧЕСКАЯ СТРОФА´ — в античной поэзии строфа логаэдического строения, изобретенная древнегреческой поэтессой Сафо (Сапфо, Σαπφώ) в 4 в.

  • САРКА´ЗМ (греч. σαρκασμός, от σαρκάζω, букв. — рву мясо) — высшая степень иронии, злая насмешка, как бы вырывающая зубами мясо. Элементами С.

  • САТИ´РА (лат. satira) — вид художественной литературы в прозе или стихах, ставящий своей задачей критику, обличение и высмеивание отрицательн

  • СДВИГ — акустико-фонетическое явление в художественной речи, преимущественно в стихе, когда конец одного слова и начало следующего за ним

  • СЕКСТИ´НА (позднелат. sextina), или сестина (итал. sestina) (оба от лат. sex — шесть), — сложная, шестистишная строфа, состоящая из четверостишия и двус

  • СЕМАНТИ´ЧЕСКИЙ АССОНА´НС (от греч. σεμαντικός — означающий и франц. assonance — разнозвучие) — «смысловое разнозвучие», термин К. Зелинского, х

  • СЕ´ПТИМА (от лат. septem — семь) — семистишная строфа, в русской поэзии применяется редко. Классическим примером С. служит строфика ямбическог

  • СЕРЕ´НА (итал. serena — вечерняя роса) — жанр лирической поэзии французских трубадуров на темы запретной любви. С. явилась прототипом более по

  • СИЛЛАБИ´ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ´НИЕ (от греч. συλλαβή — слог) — система книжного равносложного («слогочислительного») стиха, существовавшая в Р

  • СИЛЛАБО-ТОНИ´ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ´НИЕ (от греч. συλλαβή — слог и τόνος — ударение) — буквально слогоударное стихосложение, одно из названий

  • СИ´ЛЛЕПС (греч. σύλληψις — сочетание) — стилистический оборот, при котором:1) Подлежащее стоит во множественном числе, а сказуемое — глагол

  • СИ´МПЛОКА (греч. συμπλοκή — сплетение) — фигура синтаксического параллелизма в смежных стихах, у которых а) одинаковые начало и конец при р

  • СИ´МФОРА (греч. συμφορά — соотнесение, совмещение) — высшая форма метафорического выражения, в котором опущено посредствующее звено сравн

  • СИНА´ФИЯ (греч. συνάφεια — соприкосновение, непосредственное соседство) — сочленение, то же, что перенос.

  • СИНЕ´КДОХА (греч. συνεκδοχή — соотнесение) — один из тропов, стилистическая фигура, представляющая собой вид метонимии; упоминаются отнош

  • СИНЕРЕ´ЗА (греч. συναίρεσις — соединение, сжатие) — 1) в античной метрике — слияние двух кратких слогов в один долгий. 2) В русской поэзии — п

  • СИНИЦЕ´ЗА (греч. συνίζησις — сочленение, слияние) — в древнегреческой метрике — слияние в долгий слог двух гласных в одном и том же слове. В

  • СИНКО´ПА (греч. συνκοπή — сокращение) — как лингвистический термин означает выпадение гласного звука в середине слова. С. встречаются в ру

  • СИРВЕ´НТА (франц. sirvente, от прованс. sirventés — служащий) — жанр провансальской поэзии, стихотворение полемического характера, чаще на политич

  • СИ´СТОЛА (греч. συστολή — сокращение, сжимание) — термин античной метрики, введенный в русскую поэтику В. Брюсовым для обозначения случая,

  • СИЦИЛИА´НА (итал. siciliana, букв. — сицилийская) — форма староитальянского восьмистрочного стиха; от октавы отличается тем, что вся строфа име

  • СКАЗ — 1) название повествовательного произведения русского фольклора, выдержанного в форме бытового говора. 2) Речитативная манера исполн

  • СКАЗА´НИЕ — повествовательно-житийный жанр древнерусской литературы в киевский и новгородский периоды с использованием исторических и л

  • СКАЗИ´ТЕЛЬ, или реже сказа´тель, — название русского народного поэта-певца, исполняющего свои былины и песни. Наиболее выдающихся С. дал ру

  • СКА´ЗКА — древнейший народный жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение и

  • СКАЛЬД (сканд. scald — певец-сказитель) — 1) древнескандинавский поэт-певец, исполнявший свои поэтические произведения под аккомпанемент муз

  • СКИ´РЛИ — так назвал свои оригинальные поэтические миниатюры в прозе их создатель Михаил Малишевский. В предисловии к первой публикации С

  • СКОМОРО´Х (чудец, игрец, потешник, веселый молодец) — в древней Руси название поэта-певца, исполнявшего свои обычно веселые произведения по

  • СКОРОГОВО´РКА — народно-поэтическая шутка, основанная на аллитерациях, заключается она в умышленном подборе слов, трудных для правильной

  • СКРЕП — см. акромонограмма.

  • СЛАВЯНИ´ЗМЫ — древнеславянские слова и выражения, встречающиеся в литературно-художественных произведениях, написанных современным язы

  • СЛО´ВО — жанр древнерусской литературы. В светской литературе С. — историческая повесть или историческая поэма: таковы «Слово о полку Иго

  • СЛОВОРАЗДЕ´Л — граница между словами в стихе (термин Б. Томашевского). Взаимосвязь С., стопораздела, интонационно-логической паузы и структ

  • СЛОВОТВО´РЧЕСТВО — см. неологизмы.

  • СЛОГ — 1) старое название стиля писателя («у него хороший слог»). 2) Гласный звук, согласный с гласным или группа звуков, произносимых единым

  • СЛО´КА (санскр.) — древнейший стихотворный размер в Ведах, священных книгах индусов.

  • СМЕЩЕ´НИЕ РИ´ТМА — см. биметрия.

  • СОЛЕЦИ´ЗМ [греч. σολοικισμός, от Сол (Σόλοι), древней афинской колонии в Киликии, где вследствие национальной пестроты греческий язык утрат

  • СОНЕ´Т (итал. sonetto, от sonare — звучать, звенеть) — итальянская форма стихотворения в 14 строк, возникшая в 13 в. в Сицилии (предположительно). Как

  • СОСТАВНА´Я РИ´ФМА — рифма, составленная из двух или трех слов. У русских поэтов первой половины 19 в. она встречается редко (А. Пушкин, А. Гриб

  • СОТИ´ (ст.-франц. sottie — дурачество) — шутовской, комедийно-сатирический жанр французского театра в 15—16 вв., возник как протест против аскет

  • СПЕ´НСЕРОВА СТРОФА´ (Spenserian) — девятистрочная строфа, названная так в честь английского поэта дошекспировского периода (эпоха английского

  • СПОНДЕ´Й (греч. σπονδεῖος, от σπονδή — возлияние) — в античной метрике четырехдольная стопа о двух долгих слогах ⌣̅⌣̅ ⌣̅⌣̅. Стихи, состав

  • СТА´НСЫ (итал. stanza — комната, помещение; остановка, покой) — первоначально жанр провансальской лирики, небольшое песенного характера стихо

  • СТА´РИНА — народное название русской былины. Ср. новина.

  • СТИЛИЗА´ЦИЯ (лат. stylos, от греч. στύλος — палочка для письма на вощеных дощечках; писание, слог) — литературный прием, воспроизведение особен

  • СТИЛЬ — совокупность средств и приемов художественной выразительности, обусловленных данной эпохой, которая формирует литературные напр

  • СТИХ (греч. στίχος — ряд, строка) — форма поэтической речи, отличающейся от прозы системой параллельных речевых рядов, которые придают фраз

  • СТОПА´ («калька» с греч. πούς, или лат. pes — нога, стопа, ступня; ступень; степень). В античной метрике стопа (поди´я) — метрический член, перви

  • СТРАДА´НИЯ — название коротеньких народных песенок-попевок, главным образом центральной полосы России. Содержание С. — любовь; форма С. —

  • СТРАМБО´ТТО (итал. strambotto, от strambo — чудно´й) —итальянская народная любовная песня строфической формы по 6 или 8 стихов в строфе, с двустишным

  • СТРОФА´ (от греч. στροφή, букв. — кружение; поворот) — 1) в Древней Греции хоровая песнь на театре, при исполнении которой хор двигался по сце

  • СТРО´ФИКА [от строфа (см.)] — раздел поэтики, изучающий вопрос о формах объединения стихов в строфы, т. е. в одно законченное композиционное ц

  • СТЫК — 1) межсловесный С. — звукосочетание на грани двух смежных слов; неудачное звукосочетание неприятно для слуха:На горных главах луч па

  • СТЯЖЕ´НИЕ — см. синереза.

  • СУГГЕСТИ´ВНАЯ ЛИ´РИКА (от лат. suggestio — внушение, намек, указание) — особый вид лирики, основанной не столько на логических предметно-поняти

  • СЮЖЕ´Т (франц. sujet — предмет, от лат. subjectum) — структурная основа, костяк художественного, прозаического и стихотворного повествования; расс