Режиссерская энциклопедия кино США » Что такое «Борзэги, Фрэнк»?

Значение слова, определение и толкование термина

Борзэги, Фрэнк

Borzegi, Frenk

(Borzage, Frank)

Режиссер, актер, сценарист. Родился 23 апреля 1893 г. в Солт-Лейк-Сити (штат Юта), умер 19 июня 1962 г. в Лос-Анджелесе, представитель "Золотого века" Голливуда, режиссер-романтик, один из ведущих мастеров американского жанрового кинематографа между двумя войнами, Борзэги начинал свой творческий путь на экране как актер. Двадцати лет отроду он играл ковбоев в фильмах Томаса Инса ("Тайфун", "Гнев богов" и др.), а с 1916 г. стал режиссером, начав с тех же вестернов. Однако вскоре Борзэги понял, что его влечет не романтика далеких прерий, а человеческих чувств. В своей дальнейшей деятельности в кино он стал не столько последователем Инса, сколько Дэвида Гриффита о его тягой к сентиментальной мелодраме, простым любовным историям; влюбленным, столкнувшимся о неблагоприятными жизненными обстоятельствами. Но если Мастер остался в ушедшей викторианской эпохе, то ученик сумел уловить современный ритм жизни. Борзэги был одним из немногих голливудских режиссеров, которые умели погружать своих героев в гущу социальной жизни того или иного периода. Правда, потом его часто упрекали в излишней облегченности, поверхностности показа реалий жизни. Однако зрители того времени этого не замечали.

Главным разрушителем счастья влюбленных в лучших картинах Борзэги конца 20-х — начала 30-х годов выступала война. Он был первым режиссером в истории Голливуда, получившим "Оскара" — только что учрежденную высшую кинематографическую премию — за "Седьмое небо" (1927) — трогательную историю парижского портного, подобравшего на улице бездомную молоденькую девушку, женившегося на ней и после недолгого семейного счастья ушедшего на фронт и вернувшегося слепым. Благодаря сентиментальности сюжета, хорошей игре актрисы Дженет Гейнор (она тоже была удостоена "Оскара") и умелой режиссуре картина пользовалась огромным успехом у зрителей.

Однако гораздо большим кинематографическим событием стала экранизация Борзэги романа Эрнеста Хемингуэя "Прощай, оружие!" (1932). В отличие от предыдущей ленты война показана здесь весьма впечатляюще. Унылые ряды безымянных крестов, многие из которых вывернуты из земли. Церковный шпиль, сбитый взрывом. Труп солдата с раскштутыми руками на заграждении из колючей проволоки... И весь этот апокалиптический ужас проходит перед глазами зрителей под музыку вагнеровского "Полета валькирий". Возникает метафора мировой бойни, как нового распятия Христа. Появляется наглядный визуальный эквивалент хемингуэевской прозе. (Фильм получил "Оскаров" за лучшую операторскую и звукооператорскую работу). Умело передана в картине и атмосфера обречённости, заданная в "Прощай, оружие!" словами героини: "Иногда мне кажется, что я умру в дождь", Он льется бесконечными серыми струями на протяжении многих сцен каглтшы, создавая столь важное для произведений Хемингуэя настроение. Передать его на экране всегда чрезвьгчайно трудно. Но Борзэги и его оператору Чарлзу Лэнту это удалось.

На месте там были и стеснительный, чуть неловкий, обаятельный Гэри Купер, и маленькая Хелен Хейее с ее ангельским личиком. Правда, сначала по требованию продюсеров режиссер сделал в фильме счастливый конец: Кэтрин выздоравливала. Но потом переснял его, оставшись верным литературному оригиналу, Именно благодаря Борзэги, который всегда умел работать с операторами (считают, что ему принадлежит изобретение мягкого фокуса, когда влюбленных показывают как бы в романтической дымке), его "Прощай, оружие!" по праву считается лучшей из трех экранизаций романа.

В 30-е годы на смену войне в фильмах Борзэги пришла депрессия. В "Крепости человека" (1933) любовь расцветает между двумя безработными (Спенсер Трэси и Лоретта Янг), живущими в жалких самодельных лачугах на берегу Ист-ривер.

Вероятно, из-за своих итальянских корней Борзэги считался режиссером, хорошо воспроизводящим европейские реалии. Поэтому действие его фильмов часто развертывается в Старом свете. Когда после успеха "На Западном фронте без перемен" в Голливуде возникла мода на экранизации немецкой прозы, Борзэги поставил "Маленький человек, что же дальше?" (по роману Ганса Фаллады) — человечную и романтичную историю, развертывавшуюся на фоне многочисленных социальных проблем послевоенной Германии, и "Три товарища" (по Ремарку, сценарий написал Скотт Фицджералъд). Последнему фильму можно предъявить множество претензий в плане его соответствия оригиналу. Но одно несомненно: режиссеру удалось передать ту атмосферу безнадежности и смерти, в которой нет места красоте и силе, что являлось осново полагающим и в литературном первоисточнике.

Ответом на запросы времени стала и хорошо знакомая нам "Сестра его дворецкого" (1943), где обаятельная Дина Дурбия с милым акцентом пела русские романсы — дань союзнику Америки во второй мировой войне. Здесь отчетливо видна и склонность режиссёра к юмористическим характеристикам (эмигрантское окружение брата героини), и тактичное использование музыки, и умение создавать трогательные и правдоподобные характеры в самых неправдоподобных и сентиментальных обстоятельствах.

В 50-е Борзэги работал на телевидении, вернувшись в кино лишь в конце десятилетия. Но успеха уже не было. Смерть помешала ему закончить "Атлантиду", ставившуюся во Франции (ее монтировал Дж. Улмер). В наследство Борзэги оставил миру свыше ста фильмов и ела ну одного из главных романтиков Голливуда, произведения которого всегда пользовались зрительской любовью.

Е. Карцева

Фильмография:

◘ "Кодекс чести" (The Code of Honor), "Доллары подонков" (Dollars of Dross), "Очарование" (Enchantment), "Забытая молитва" (The Forgotten Prayer), "Немедленный Ли" (Immediate Lee), "Страна ящериц" (Land of Lizards), "Гармония жизни" (Life's Harmony), "Мужские родственники Нейл Дейл" (Nell Dale's Men Folks), "Гордость и человек" (Pride and the Man), "Шелковый паук" (The Silken Spider), "Эта девица Берка" (That Girl of Burke's), 1916;

◘ "Развевающиеся цвета" (Flying Colors), "Горничная-мормонка" (A Mormon Maid), "Пока они меня не поймают" (Until They Get Me), "Маленькая леди Бетги" (Wee Lady Betty), 1917;

◘ "Атом" (The Atom), "Проклятие Ику" (The Curse of Iku), "Призрачный цветок" (The Ghost Flower) (у нас — "Золотой мираж"), "Женщина с ружьем" (The Gun Woman), "Честный человек" (An Honest Man), "Прогресс невиновного" (Innocent's Progress), "Туфли, которые танцевали" (Shoes That Danced), "Общество на продажу" (Society for Sale), "Кого винить?" (Who Is to Blame?), 1918;

◘ "Пепел желания" (Ashes of Desire), "Благоразумие Бродвея" (Prudence of Broadway), Тоток" (Toton), "Кого уничтожоют боги" (Whom the Gods Destroy), 1919;

◘ "Юмореска" (Humoresque), 1920;

◘ "Герцог печной трубы" (The Duke of Chimney Butte), "Быстрее обогащайся" (Get-Rich-Quick), "Уоллингфорд" (Wallingford), 1921;

◘ "Платеж с задержкой" (Back Pay), "Билли Джим" (Billy Jim), "Хороший добытчик" (The Good Provider), "Гордость Поломара" (The Pride of Polomar) (У нас — "Первый старт"), "Долина молчаливых людей" (The Valley of Silent Men), 1922;

◘ "Возраст желания" (The Age of Desire), "Дети пыли" (Children of Dust), "Н-ая заповедь" (Nth Com mandment), 1923;

◘ "Секреты" (Secrets) (у нас — "Три испытания", "Тайна любви"), "Папочка отправился охотиться на леди" (Daddy's Gone A-Hunting the Lady), "Лодыри" (Lazybones), "Жалованье для жен" (Wages for Wives), 1925;

◘ "Купец Дикси" (The Dixie Merchant), "Молода для замужества" (Early to Wed), "Первый год" (The First Year), "Брачное свидетельство" (Marriage License), 1926;

◘ "Седьмое небо" (Seventh Heaven), 1927;

◘ "Уличный ангел" (Street Angel), 1928;

◘ "Счастливая звезда" (Lucky Star), "Река" (The River), "Они должны были увидеть Париж" (They Had to See Paris), 1929;

◘ "Лилиом" (Liliom), "Песня моего сердца" (Song O'My Heart), 1930;

"Плохая девушка" (премия "Оскар") (Bad Girl), "Жены докторов" (Doctor's Wives), "Если чувствуешь себя молодой" (Young as You Feel), 1931;

◘ "Послезавтра" (After Tomorrow), "Прощай, оружие!" (A Farewell to Arms), "Молодая Америка" (Young America), 1931;

◘ "Крепость человека" (A Man's Castle), "Секреты" (Secrets) 1933;

◘ "Аллея флирта" (Flirtation Walk), "Маленький человек, что же дальше?" (Little Man, What Now?), "Живущий в достатке" (Living on Velvet) "Нет большей славы" (№ Greater Glory), 1934;

◘ "Вечные соседи no плаванию" (Shipmates Forever), "Скрученная" (Stranded), 1935;

◘ "Желание" (Desire), "Разделенные сердца" (Hearts Divided), 1936

◘ "Большой город" (The Big City), "Зеленый свет" (Green Light), "История делается ночью" (History is Mode af Night), 1937;

◘ "Манекен" (Mannequin), "Сияющий час" (The Shining Hour), Три товарища" (Three Comrades)" 1938;

◘ "Спорный путь" (Disputed Passage), 1939), "Полетная команда" (Flight Command), "Ураган смерти" (The Mortal Storm), "Странный груз" (Strange Cargo), 1940;

◘ "He переставая улыбаться" (Smilin" Through), "Исчезающий вирджинец" (The Vanishing Virginian), 1941;

◘ "Семь милочек" (Seven Sweethearts), 1942;

◘ "Сестра его дворецкого" (His Butler's Sister), "Столовая у выхода на сцену" (Stage Door Canteen), 1943;

◘ "Пока мы не встретимся" (Till we Meet Again), 1944;

◘ "Испанская сило" (The Spanish Main), 1945;

◘ "Я всегда любил тебя" (I've Always Loved You), "Великолепная кукла" (Magnificent Doll), 1946;

◘ "Это — мой мужчина" (That's My Man), 1947;

◘ "Восход луны" (Moonrise)" 1948;

◘ "Китайская кукла" (China Doll), 1958;

◘ "Большой рыбак" (The Big Fisherman), 1959;

◘ "Атлантида" (L'Atlantide), 1962.

Сочинения: Borzage F. Directing a Talking Picture //Koszarski R. Hollywood Directors 1914-1940. N.Y., 1976.

Библиография: Карцева E. Хемингуэй в кино //Экран и книга за рубежом. М. 1988;. Jacobs L. The Rise of the American Film. N.Y., 1939; Baxter, J. Hollywood in the Thirties //Cranbury. 1968; Cook, D. A History of Narrative Film. N.Y. 1990.

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Арес        АРЕС (АРЕЙ) — см. Марс.

  • Резонер       РЕЗОНЕР — персонаж пьесы (или романа), не принимающий активного участия в действии, являющийся только свидетелем, дающим мо

  • , Альберт (Cuyp, Albert) 1620, Дордрехт — 1691, Дордрехт. Голландский живописец и офортист. Учился у своего отца Я. Кейпа. Испытал влияние Я. ван Гойена,