Режиссерская энциклопедия кино США » Что такое «Бурмен, Джон»?

Значение слова, определение и толкование термина

Бурмен, Джон

Burmen, Dzhon

(Boorman, John)

Английский режиссер, работавший и в США. Родился 18 января 1933 г. в Шеппертоне, недалеко от Лондона. Начинал как кинокритик в женском журнале и на радио. После армии поступил в 1955 г. работать на телевидение в качестве помощника монтажера. Сменив несколько провинциальных студий, Бурмен вскоре становится заметным режиссером-документалистом на Би-Би-Си. В игровом кино дебютировал фильмом "Поймайте нас, если сможете" (1965), подобно "Вечеру трудного дня" Р. Лестера, ставящим в центр сюжета попгруппу, но более проникнутым сатирическим духом по отношению к телевидению с его всепроникающей рекламой.

Познакомившись с Ли Марвином, Бурмен снимает с ним два фильма в США ("В упор", 1967 и "Ад в Тихом океане", 1968). Первый — жесткий гангстерский триллер с характерной для своего времени темой противостояния одиночки анонимной "Организации", второй - аллегорическая экзистенциальная драма, где Марвину — американскому летчику — противостоит оказавшийся на том же необитаемом острове военный противник: Мифунэ — японский моряк.

Такой же аллегорической драмой выглядит "Лев Последний" (1970, приз Каннского фестиваля за лучшую режиссуру) с Марчелло Macтроянни в роли принца в изгнании, обретающего потерянный вкус к жизни, поселившись среди черных обитателей трущобного квартала Лондона. (Сходная тема, уже на нью-йоркском фоне, проводится режиссером двадцать лет спустя в фильме "Там, где сердце", 1990). Если "Лев Последний" был, пожалуй, наиболее неудачным в коммерческом отношении фильмом Бурмена, то следующий за ним — "Избавление" (1972) — до сих пор остается самым крупным его успехом во всех отношениях. Снятый по роману известного американского поэта и писателя Джеймса Дикки, он в весьма необычном, отнюдь не благостноруссоистском духе трактует традиционную оппозицию "природы" и "культуры", показывая на примере четырех отпускников, плывущих.на каноэ по диким зарослям Богом забытого и предназначенного на искусственное затопление участка в Аппалачскйх горах, что современный человек скорее склонен одичать и стать варваром, оторвавшись от привычной среды, нежели облагородиться. Своим успехом фильм оказался обязан в высшей степени органичному слиянию жанровых особенностей приключенческого фильма, доведенных до грани шокирующей жестокости, с оправдывающей эту жестокость философской заданностью.

Подобное соединение философской аллегоричности с четко заявленной жанровой определенностью с разной степенью успеха присутствует во всем творчестве Бурмена. в фантастической антиутопии "Зардоз" (1973) весьма замысловато и несколько тяжеловесно проводится противопоставление биологической личности и жестко, до стерильности организованной социальной системы; метафизическая тема дремлющего в человеке Зла интересует его в "Изгоняющем дьявола 2" (1977); смена исторических эпох (магизма, представленного Морганой и Мерлином, на смену которому приходит век героического рыцарства) составляет философскую подоплеку "Экскалибура" (1981), костюмного, выдержанного в оперно-вагнеровском стиле эпического киноповествования по кельтским легендам о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Однако, уже в "Изумрудном лесе" (1985, современном переложении истории "дикого ребенка", европейца, взращенного индейцами в джунглях Амазонии) тема "природы" и "культуры" проводится без раннего парадоксализма в рамках модного экологизма. А в "Надежде и славе" (1986) режиссер в жанре лирической комедии возвращается к эпизодам своего военного детства, увиденного глазами девятилетнего, мало что осознающего мальчика, радующегося разрушению своей школы в результате бомбежки, поскольку оно освобождает его от постылых занятий.

А. Дорошевич

Фильмография:

◘ "Поймайте нас, если сможете" (Catch Us К You Can), 1966;

◘ "В упор" (Point Blank), 1967;

◘ "Ад в Тихом океане (Hell in the Pacific), 1968;

◘ "Лев Последний" (Leo the Last), 1970;

◘ "Избавление" (Deliverance), 1972;

◘ "Зардоз" (Zardoz), 1973;

◘ "Изгоняющий дьявола 2: Еретик (Exorcist II: The Heretic), 1977;

◘ "Экскалибур" (Excalibur), 1981;

◘ "Изумрудный лес" (The Emerald Forest), 1985;

◘ "Надежда и слава" (Hope and Glory), 1986;

◘ "Там, где сердце" (Where the Heart Is), 1990;

◘ "По ту сторону Рангуна" (Beyond Rangoon), 1995;

◘ "Генерал" (General), 1997.

Библиография: Березницкий Я. "Время антигероев" //Искусство кино. 1968. № 8; Ханютин Ю. "НТР, человек, кино //Искусство кино. 1975. №4; "На экране Америка". М. 1978; Boorman 1 Money into Light: The Emerald Forest, A Diary. L. 1985.

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Торговые рядыпротяжённая постройка с аркадами или колонными галереями для торговли. В Западной Европе строились с XIII-XV вв. торговые ряды в

  • 1936, 88 мин., ч/б.жанр: историко-биографический.реж. Абрам Народицкий, сц. Юрий Слонимский, опер. Александр Сигаев, Аполлинарий Дудко, худ. Петр Я