Словарь книжников и книжности Древней Руси » Что такое «Андрей Юрьевич Боголюбский»?

Значение слова, определение и толкование термина

Андрей Юрьевич Боголюбский

Andrey Yuryevich Bogolyubsky

Андрей Юрьевич Боголюбский (1111–1174 гг.) – великий князь Владимирский (с 1169 г.), сын князя Юрия Долгорукого, автор Слова о празднике 1 августа. А. Ю. Б. стремился возродить единство Руси на новой основе, под эгидой Владимиро-Суздальского княжества. Князь развернул во Владимире и Боголюбове активную строительную и литературно-идеологическую деятельность, используя церковь в своих политических целях. Был убит боярами-заговорщиками в ночь на 29 июня 1174 г. в Боголюбовском замке (см.: Повесть о убиении Андрея Боголюбского). Образ А. Ю. Б. как бесстрашного «храбра» впервые появляется на страницах южнорусской летописи, затем как «царя и князя всея Руси» – в произведениях владимирской литературы 60–70-х гг. XII в.А. Ю. Б. был инициатором создания программного цикла произведений 1164–1165 гг., который напоминал существовавшую у византийских императоров традицию государственно- и церковно-идеологического оформления своих военных побед. В цикл входили Слово Андрея Боголюбского о празднике 1 августа, Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 г. и празднике 1 августа, Житие Леонтия Ростовского. Эти памятники повлияли на Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери и Слова на Покров.Из них А. Ю. Б. несомненно принадлежит Слово о празднике 1 августа (название в рукописях «Слово великаго князя Андрея Боголюбскаго о милости божией»; нач.: «Вседержителя господа бога нашего и человеколюбца милостиваго спаса и пречистыя его матере благодатию, заступающе нас от всех бед и болезней и от всех враг видимых и невидимых, и победу от нея имея на врагы...»). Оно возникло в связи с победой войск А. Ю. Б. в походе 1164 г. против волжских болгар, воспринятой как триумф владимирского княжества и лично ее «царя».Первая часть Слова – Установление о празднике 1 августа, введенном А. Ю. Б. по примеру византийского императорского праздника 1 августа («Якоже в Костянтине граде уставихом святии отцы и благоверный понтократоръ милости божии и человеколюбию устави, тако и сии праздникъ уставленъ бысть худым и грешным рабом божиим и пречистыя его матере богородица Андреем князем сыном Георгиевым, внуком Манамаховым именем Владимира, царя и князя всея Русии») (об использовании А. Ю. Б. «приватно-самоуничижительных», «царских» этикетных формул см.: Воронин. Археологические заметки).Вторая часть Слова – благодарственная молитва к спасу и богоматери по случаю введения нового церковно-государственного праздника 1 августа. Упоминавшаяся в прежней литературе Молитва А. Ю. Б. (см.: Воронин Н. Н. О времени и месте включения сочинений Владимира Мономаха в летопись. – В кн.: Историко-археологический сборник к 60-летию А. В. Арциховского. М., 1962, с. 265–271), помещенная в конце сочинений Владимира Всеволодовича Мономаха, как следует из наблюдений Р. Матьесена, ни Мономаху, ни А. Ю. Б. не принадлежит (см.: Матьесен Р. Текстологические замечания о произведениях Владимира Мономаха. – ТОДРЛ, 1971, т. 26).Слово существует в двух редакциях. Первая датируется 1164 г. (см.: Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972, с. 10, примеч. 47), известна в единичных списках Пролога (БАН, 33.16.11, XVI в.; ИРЛИ, ком. Перетца, № 80, 1595 г.; ГБЛ, ф. 354, Волог. собр., № 22, XVII в.), включает Установление о празднике 1 августа и благодарственную молитву. Вторая редакция, изданная И. Е. Забелиным, – компилятивная; она объединяет краткую редакцию не принадлежащего А. Ю. Б. написанного позже Сказания о победе 1164 г. и первоначальную редакцию Слова; ее созданию способствовало тематическое единство названных произведений. Она возникла не ранее XIII – нач. XIV в., встречается обычно в сборниках смешанного состава (ГИМ, собр. Забелина, № 369; ЦГАДА, собр. Мазурина, оп. 1, № 637; Яросл. гос. музей-запов., № 15686 (498) и др.).Изд.: Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. – Археол. изв. и заметки. М., 1895, № 2–3, с. 45–46; Hurwitz E. S. Prince Andrej Bogoljubskij: The Man and the Myth. Firenze, 1980, p. 90–91; Филипповский Г. Ю. «Слово» Андрея Боголюбского о празднике 1 августа. – В кн.: Памятники истории и культуры. Ярославль, 1983, вып. 1, с. 75–84.Лит.: Погодин М. П. Князь Андрей Боголюбский. – ЖМНП. 1849, ч. 63, отд. 2, с. 145–185; ч. 64, отд. 2, с. 181–210; Сергий. Полный месяцеслов Востока. М., 1876, т. 2, с. 224–225; Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. СПб., 1915, т. 2, с. 374–375, примеч. 3; Воронин Н. Н. 1) Археологические заметки. – Кратк. сообщ. Ин-та ист. Матер. культ., 1956, вып. 62, с. 17–32; 2) Существовал ли «Летописец Андрея Боголюбского». – В кн.: Памятники истории и культуры. Ярославль, 1976, с. 28–43: Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси. М., 1960, с. 232–249; Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси. М., 1972, с. 130–131; Филипповский Г. Ю. Жанры историко-легендарного повествования Владимирской литературы второй половины XII в.: Автореф. канд. дис. М., 1979.

Г. Ю. Филипповский

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Персонаж романа «Мастер и Маргарита», участница Великого бала у сатаны. Ф. просит Маргариту, чтобы та замолвила за нее слово перед князем ть

  • Павел(греч. как передача лат. Paulus, «малый»), «апостол язычников», не знавший Иисуса Христа во время Его земной жизни и не входивший в число дв