Словарь книжников и книжности Древней Руси » Что такое «Антоний \(Добрыня Ядрейкович\), архиепископ Новгородский»?

Значение слова, определение и толкование термина

Антоний \(Добрыня Ядрейкович\), архиепископ Новгородский

Antony \(Dobrynya Yadreykovich\), arkhiyepiskop Novgorodsky

Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович) (ум. 1232 г.) – архиепископ Новгородский, автор «Книги Паломник». Скудные биографические сведения о нем имеются в НIЛ: под 1211 г. упоминается, что Добрыня привез из Константинополя «гроб господень» (?) и постригся в Хутынском монастыре, после чего был поставлен архиепископом. В 1219 г. его сменил на престоле изгнанный прежде архиепископ Митрофан, а А. стал епископом в Перемышле. В 1225–1228 гг. А. вновь архиепископ новгородский, но затем заболевает, теряет дар речи и уходит в Хутынский монастырь, где и умирает 8 октября (сведения о годах жизни и священстве А. в погодных статьях и в статье 1232 г. НIЛ, где подводится итог его, деятельности, расходятся).«Книга Паломник», известная в двух редакциях, повествует о святынях и достопримечательностях византийской столицы до ее разграбления крестоносцами в 1204 г., поэтому исследователи полагают, что путешествие Добрыни в Константинополь произошло в 1200 г. Обе редакции «Книги Паломник» – авторские. В первой из них нет упоминания о латинянах; вторая, отрывочная, завершается известием о разграблении царьградских святынь латинянами. Для «книги» характерна лаконичность изложения, обилие легенд, восходящих к устным преданиям.В рукописных сборниках «книга» нередко соседствует с Хождением Даниила игумена. Все сохранившиеся 9 списков – позднего происхождения (XVI–XVII вв.) и дают весьма гипотетическое представление о первоначальном тексте. X. М. Лопарев предложил реконструкцию текста исходя из топографии Константинополя; он считал, что А. совершил два хождения – одно до захвата Константинополя крестоносцами, другое после него. Историки Византии давно оценили памятник как источник для изучения русско-византийских связей нач. XIII в., ретроспективно касающийся и более раннего периода взаимоотношений Руси и Византии (например, даров кн. Ольги, посольства волынского князя Романа и др.).Изд.: Путешествие Новгородского архиеп. Антония в Царьград в конце 12-го столетия / С предисл. и примеч. П. Савваитова, СПб., 1872, стб. 13–54, 55–174; Срезневский. Сведения и заметки, № 60, с. 340–352; латинский и французский переводы по изданиям Савваитова и Срезневского: Liber qui dicitur Peregrinus, seu Descriptio ss. locorum Ceesareae civitatis. – In: Exuviae sacrae Constantinopolitanae; fasciculus documentorum minorum ad byzantina lipsana in Occidentem seeculo XIII translata spectantium et historiam quarti belli sacri imperiique gallograeci illustrantium. Genevae, 1878, 2, p. 218–230 (лат. пер.); Antoine archev. de Novgorod. Le livre du pélerin. – In: Itineraires russes en Orient / Trad. pour la Société de 1’Orient Latin par M-me B. de Khitrowo. Genève, 1889, 1, p. 87–111 (фр. пер.); Лопарев X. М. 1) Новый список Описания Цареграда Антония Новгородского. – Библиограф, 1888, № 12, с. 380–392; 2) Описание рукописей имп. ОЛДП. СПб., 1893, ч. 2, с. 385–388; 3) Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского в 1200 г. / Под редакцией X. М. Лопарева. – ППС. 1899, вып. 51, с. 1–39, 71–94; Белоброва О. А. О «Книге Паломник» Антония Новгородского. – В кн.: Византийские очерки. М., 1977, с. 225–235.Лит.: Прозоровский Д. И. О родословии св. Антония, архиеп. Новгородского. Б. м., б. г.; Путешествие Новгородского архиеп. Антония в Царьград в конце 12-го столетия / С предисл. и примеч. П. И. Савваитова. СПб., 1872; Майков Л. Н. Материалы и исследования по старинной русской литературе. I. Беседа о святынях и других достопамятностях Цареграда. – СОРЯС, 1890, т. 51, № 4, с. 3–11; Яцимирский А. И. Новые данные о хождении архиепископа Антония в Царьград. – ИОРЯС, 1899, т. 4, кн. 1, с. 223–264; Айналов Д. В. 1) Дар святой Ольги в ризницу святой Софии в Царьграде. – Тр. Археол. съезда в Харькове. М., 1905, т. 3, с. 1–4; 2) Примечания к тексту Книги Паломник Антония Новгородца. – ЖМНП, 1906, июнь, с. 233–276; 1908, ноябрь, с. 81–106; 3) Два примечания к тексту Антония Новгородского. – В кн.: Сб. статей в честь Д. А. Корсакова. Казань, 1912, с. 181–186; Сперанский М. Н. Из старинной новгородской литературы XIV в. Л., 1934, с. 84–85; 88 и др.; Адрианова-Перетц В. П. Путешествия. – В кн.: История русской литературы. М.; Л., 1941, т. 1. Литература XI – нач. XIII в., гл. VIII, с. 373–374; Прокофьев Н. И. Русские хождения XII–XV вв. – Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. М., 1970, № 363, с. 64–95; Белоброва О. А. «Книга Паломник» Антония Новгородского: (К изучению текста). – ТОДРЛ, 1974, т. 29, с. 178–185.Доп.: Seemann К. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. München, 1976, S. 213–221, 413, 449–450.

О. А. Белоброва

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Винниченко        ВИННИЧЕНКО Владимир Кириллович (1880—) — выдающийся украинский писатель и известный политический деятель. Родом из селя

  • «ОЛЕГ», под этим названием известны три варианта начала поэмы (1829) о киевском князе Олеге. В них даны характерные для юношеских поэм Л. роман

  • англ. DECONSTRUCTION, DECONSTRUCTIVE CRITICISM. Литературно-критическая «практика» постструктурализма (практика в том смысле, что деконструктивизм является