Словарь книжников и книжности Древней Руси » Что такое «Валаамская беседа»?

Значение слова, определение и толкование термина

Валаамская беседа

Valaamskaya beseda

Валаамская беседа («Месяца сентября в 11 день пренесение мощей преподобных отец наших Сергия и Германа, Валамскаго монастыря началников... Беседа и видение преподобных отец наших, игуменов Сергия и Германа, Валамскаго монастыря началников...») – памятник русской публицистики XVI в. В. б. посвящена одному из важнейших вопросов внутренней политики Древней Руси XV–XVI вв. – вопросу о церковном и монастырском землевладении. Ожесточенный противник монахов-вотчинодержателей, автор В. б. обращается к царю с призывом изменить систему, при которой «непогребенные мертвецы», т. е. монахи, вмешиваются в светские дела. По мнению автора В. б., главе государства, «самодержцу», не следует делить власть с духовенством. В. б. написана в жанре беседы-поучения, которое вложено в уста основателей Валаамского монастыря Сергия и Германа.Об авторе В. б. в литературе высказывались разнообразные мнения. Первый издатель памятника О. М. Бодянский приписал его Вассиану Патрикееву. К мнению О. М. Бодянского присоединились В. С. Иконников, И. Хрущев, К. И. Невоструев, В. Жмакин, С. Л. Авалиани. С. Л. Авалиани считал, что Вассиан Патрикеев написал В. б. после собора 1531 г., и этим объясняются ее отличия от других его произведений. Н. Петров высказал предположение, что авторы В. б. – Адриан, игумен Андросовской пустыни на Ладожском озере, и Геннадий Любимоградский. Ни то, ни другое предположение нельзя признать убедительным. Различные соображения высказывались о социальной принадлежности автора В. б. Долгое время считалось, что В. б. написана сторонником боярской партии; по мнению И. И. Смирнова, памятник вышел из среды черного волостного населения русского Севера; И. У. Будовниц видел в В. б. выражение идеологии рядового монашества. Г. Н. Моисеева, составитель научного издания В. б., считает произведение памятником дворянской публицистики.Датировка В. б. также была предметом оживленного обсуждения. И. А. Стратонов полагал, что памятник возник в связи с секуляризационными мероприятиями начала XVI в. А. А. Зимин относит составление произведения к концу XVI – началу XVII в., присоединяясь к точке зрения А. Е. Преснякова. Наиболее убедительной следует признать датировку В. б. серединой XVI в. Г. Н. Моисеева доказывает, что памятник создан во время заседаний Стоглавого собора (не ранее февраля и не позднее мая 1551 г.).Поверив автору В. б., который в стереотипной формуле заявлял о своей неучености, многие исследователи писали о художественной неполноценности памятника. Между тем особенности поэтики произведения, которое характеризуется многократными повторениями основной мысли, поочередными обращениями к царю и к инокам (последнее обстоятельство заставило Г. П. Бельченко увидеть в В. б. соединение двух сочинений), являются следствием художественного замысла автора В. б. Во многих отношениях В. б. близка к сочинениям И. С. Пересветова; характерно, в частности, обращение к деловой письменности.В. б. получила широкое распространение в рукописной традиции. Г. Н. Моисеева выделяет первоначальную редакцию произведения, распространенный вид первоначальной редакции и вторую редакцию. Во второй редакции, сохранившейся в единственном списке, переработаны места, касающиеся управления государством; редактор противопоставляет мелким неродовитым феодалам представителей крупной феодальной знати. В некоторых списках распространенного вида первоначальной редакции текст В. б. расширен позднейшими добавлениями – «Иным сказанием тое ж Беседы», «Изветом» Иосифа Волоцкого и «Проречением» Кирилла Новоезерского.Изд.: Рассуждение инока князя Вассиана о неприличии монастырям владеть вотчинами / Изд. О. Бодянский // ЧОИДР, 1859, кн. 3, с. 1–16; Дружинин В., Дьяконов М. Беседа преподобных Сергия и Германа, валаамских чудотворцев: Апокрифический памятник XVI в. СПб., 1889; Моисеева Г. Н. Валаамская беседа – памятник русской публицистики середины XVI в. М.; Л., 1958.Лит.: Петров Н. Беседа преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев // Филол. зап., 1905, вып. 3–4, с. 1–36; вып. 5–6, с. 37–54; Авалиани С. Беседа преподобных Сергия и Германа валаамских чудотворцев как исторический источник // БВ, 1909, № 3, с. 368–383; Гудзий Н. К. К вопросу об авторе «Беседы преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев» // РФВ, 1913, № 3, с. 151–160; Бельченко Г. П. К вопросу о составе и об авторе «Беседы преподобных Сергия и Германа, валаамских чудотворцев». Одесса, 1914; Седельников А. Д. Две заметки по эпохе Ивана Грозного // Сб. статей к 40-летию ученой деятельности акад. А. С. Орлова. Л., 1934, с. 167–173; Смирнов И. И. «Беседа валаамских чудотворцев» и ее место в русской публицистике XVI в. // ИЗ. М., 1945, т. 15, с. 247–261; Зимин А. А. «Беседа валаамских чудотворцев» как памятник позднего нестяжательства // ТОДРЛ. М.; Л., 1955, т. 11, с. 198–208; Буланин Д. М. Некоторые трудности изучения биографии древнерусских писателей // РЛ, 1980, № 3, с. 139.

Т. Б. Буланина

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Термин, употребляемый А. М. Пешковским и другими для обозначения второстепенных членов предложения, выдел

  • ТИРАДА — краткая, но яркая речь действующего лица в драме, по содержанию как бы выходящая из хода пьесы и имеющая общее значение вне сюжета