Словарь книжников и книжности Древней Руси » Что такое «Василий Калика»?

Значение слова, определение и толкование термина

Василий Калика

Vasily Kalika

Василий Калика (1330 – 3 VII 1352 г.) – архиепископ новгородский, автор «Послания... к владыце тферьскому Феодору о рае», помещенного под 1347 г. в Софийской первой, Воскресенской и других летописях; текст цит. по публикации Н. С. Демковой в кн.: ПЛДР. XIV – середина XV в. М., 1981, с. 42–48; публикация выполнена по Софийской первой летописи – ГПБ, Q.IV.298, лл. 437–442 об., с дополнением окончания по Новгородской третьей летописи (Новгородские летописи. СПб., 1879, с. 230). Из «Послания» очевидно, что В. К. совершил путешествие в Палестину («...Вся дела божиа нетленна суть, самовидець есмь сему, брате. Егда Христос иды на страсть волную, и затвори своима рукама врата градная, и до сего дни не отворени суть. А егда постився Христос над Ерданом, своима очима видел есмь постницу его...»). Существует предположение, что он написал и не дошедшее до нас «хождение», к которому, быть может, восходят два памятника XIV в. – «Сказание о Царьграде» и «Беседа о святынях Царьграда». Свое путешествие В. К. предпринял еще до архиепископства – в противном случае это нашло бы отражение в новгородских летописях, которые буквально каждый год сообщают нечто о деятельности своего владыки.Избранный архиепископом из священников Косьмодемьянской церкви «в Холопьей улице» и постриженный в «ангельский образ» (в миру его звали Григорием), В. К. в 1331 г. закладывает каменный город «от св. Владимира до св. Богородица, а от Богородица до Бориса и Глеба». В том же году В. К. с большой свитой и вооруженной охраной едет на поставление к митрополиту Феогносту, который был тогда во Владимире Волынском. Это была нелегкая поездка: по пути на Волынь В. К. задержал Гедимин (Литва тогда и позже претендовала на контроль над Новгородом), которому «в таковой тяготе» пришлось дать слово вознаградить его сына Нариманта новгородскими «пригородами». Обратный путь превратился в бегство «меж Литвы и Киева», причем у Чернигова новгородцам пришлось отражать «разбойное» нападение князя Федора Киевского, которому удалось захватить в плен лишь протодиякона В. К.Летописи сообщают о чрезвычайно активной культурной и градостроительной деятельности В. К. Он заботится о Софийском соборе: обновляет крест на его главе, покрывает собор свинцом (1333), что пришлось делать заново после пожара 1341 г.; возводит вокруг Софии «тын новый», устраивает «двери медяны золочены» у церковного притвора (1336 г.); в 1342 г. приказывает отлить для собора колокола, для чего выписывает мастера из Москвы. В. К. строит и украшает множество церквей: Входоиерусалимскую, «где теремец был» (заложена в 1336 г., освящена в 1337 г., расписана по приказу В. К. артелью Исайи Гречина в 1338–1340 гг.); Благовещенскую на Городище (заложена в 1342, освящена в 1334 г.); Пятницкую (заложена в 1345 г.); Космодемьянскую (заложена в 1345 г.); Спасскую в Ковалеве монастыре (построена в 1345 г.) и др. Не только храмы возводит новгородский архиепископ. В 1333–1334 гг. его иждивением завершен и покрыт каменный город, в следующем году – заложен каменный острог «по оной стороне, от Илии святаго к Павлу святому». В 1338 г. В. К. «своими людьми» и на деньги Софийского дома строит новый мост через Волхов, а три года спустя ставит «терем великий». Видимо, репутация В. К. как градостроителя была очень хорошей: в 1352 г. бояре и посад били ему челом, чтобы он поехал в Орешек устроить там «костры» (т. е. раскаты и башни), что архиепископ успешно и быстро выполнил.Вообще влияние его в Новгороде было очень велико (об этом свидетельствует хотя бы то, что ему удалось в 1342 г. успокоить «черных людей», поднявших бунт против посадника Федора). В. К. умел ладить с Москвой. Там в 1335 г. он «много чести видел» от Ивана Калиты (с которым, впрочем, не сумел договориться двумя годами раньше); там в 1340 г. он от имени Новгорода заключил с Симеоном Гордым мир «по старым грамотам». В. К. проявил себя стойким борцом за православие и за независимость Руси, когда в 1348 г. король Швеции и Норвегии Магнус Эриксон, нарушив «вечный мир» (кстати, заключенный за девять лет до того «сестричем» В. К. Матвеем), предпринял поход на новгородские земли. Поход, как и планы окатоличения Руси, окончился крахом.Хотя В. К. не сразу удалось наладить приязненные отношения с Псковом (в 1337 г. псковитяне «суда не дали» приехавшему «на подъезд» владыке, за что и были им прокляты), но в конце концов и этот непокорный «пригород» признал В. К. К нему за помощью послал Псков, когда в 1352 г. там вспыхнула моровая язва. В. К. в сопровождении архимандритов, игуменов, священников тотчас отправляется в Псков, совершает там крестный ход, служит молебны в Троицком соборе и других церквах. Моровая язва не пощадила и В. К. Выехав из Пскова наружно здоровым, он в пути заболел и скончался в Михайловском монастыре на устье реки Узы, притока Шелони. Тело святителя было погребено у св. Софии.Пребыв новгородским владыкой 21 год, 4 месяца и 2 дня, В. К. снискал на Руси высокий нравственный авторитет. Летописи сообщают, что в 1335 г. «от царя Константина и папы Силвестра» в Новгород был принесен белый клобук (об этом говорит и легендарная «Повесть о белом клобуке»), что в 1346 г. митрополит Феогност в Москве благословил В. К. «крещатыми ризами» (это знаки достоинства, выделяющие новгородских архиепископов среди остальных русских архиереев). Уверенностью в собственном авторитете проникнуто и «Послание о рае», которое, видимо, в 1347 г. В. К. направил тверскому епископу Феодору Доброму.Впрочем, с Тверью у В. К. были особые и близкие отношения. После тверского погрома (Тверь была наказана за восстание против Шевкала в 1327 г.) великий князь тверской Александр Михайлович нашел убежище в Пскове. Сюда после возвращения из Москвы из неудавшегося посольства о мире к Ивану Калите в 1333 г. приехал В. К. и крестил здесь сына изгнанника Михаила. Восемь лет спустя крестника привезли из Твери в Новгород, чтобы здесь В. К. наставил его в книжном учении. Естественно, что в Твери почитали новгородского архиепископа.Импульс для написания «Послания» дала тверская «распря... о оном честном раю», т. е. богословский спор о том, существует ли на земле тот материальный рай, который по Библии был создан для Адама и Евы, или же он погиб и есть только рай: «мысленный», идеальный, неземной. В. К. уверен в существовании земного рая и старается убедить в этом (без тени резкости и даже благодушно) тверского собрата. С ортодоксально-православной точки зрения это ересь (так же рассуждают и заведомые еретики, несториане и яковиты), и не случайно официальным историкам церкви «странно читать» это «Послание» (Макарий. История русской церкви. СПб., 1866, т. 5, с. 153–155). В. К. ссылается не только на каноническую, но и на апокрифическую традицию («Книгу Еноха», «Хождение Агапия в рай», «Слово о Макарии Римском»). Он ссылается и на «видоков» новгородцев, которые якобы добирались до ада «на Дышучемь мори» и до рая на востоке. Сходные представления были распространены и на Европейском Севере (напр., у поэта XIII в. Генриха фон дер Нойенштадта). Однако очевидно, что В. К. отражал именно новгородскую, притом народную точку зрения (память об этом сохранилась в насмешливой поговорке «Новгородский рай нашел»; см.: Буслаев Ф. И. Русская христоматия. М., 1888, с. 167). Наивно-реалистическая «народная вера», для которой характерно пристрастие к земной жизни, адаптировала многие языческие представления, в частности о потустороннем мире. Представления В. К. о земном рае и земном же аде сложились под очевидным влиянием языческих представлений, согласно которым на краю света находится «ирий» («вырий»), который «обычно понимается как место, куда змеи и птицы скрываются осенью и откуда они являются весной» (Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982, с. 144–145). «Послание» В. К. наглядно свидетельствует о том, что «единого православия» на Руси в XIV в. не существовало, что были его местные, официальные и «народные» варианты.Изд.: ПСРЛ, т. 6. СПб., 1853, Прибавл., с. 87–89; ПСРЛ, СПб., 1856, т. 7, с. 212-214.Лит.: Петров Н. О влиянии западноевропейской литературы на древнерусскую. – Тр. Киев. духовн. акад., 1872, № 4, с. 43–56; Веселовский А. Н. 1) Историко-литературные заметки. – Филол. зап., 1875, № 3, с. 1–7; 2) Разыскания в области русского духовного стиха. XIX. Эпизод о рае и аде в послании новгородского архиепископа Василия. – СОРЯС, 1891, т. 53, № 6, с. 91–104; Артоболевский С. Св. Василий, архиепископ новгородский. – Моск. церк. ведом., 1904, № 46, с. 531–534; № 47, с. 544–546; 1905, № 3, с. 27–30; № 10, с. 111–113, № 15, с. 176–179; № 17–18, с. 201–207; Соколов М. Материалы и заметки по старинной славянской литературе. Вып. 3. УП. Славянская книга Еноха Праведного. – ЧОИДР, 1910, кн. 4, отд. II, с. 121 и след.

А. М. Панченко

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Либретто(ит. libretto, букв. – книжечка)1) литературный текст оперы, оперетты, реже оратории. Обычно пишется стихами;2) литературный сценарий бал

  • см. Флеминг, Виктор