Словарь книжников и книжности Древней Руси » Что такое «Василий-Варлаам, псковский священник»?

Значение слова, определение и толкование термина

Василий-Варлаам, псковский священник

Vasily-Varlaam, pskovsky svyashchennik

Василий (в иноках Варлаам) (XVI в.) – псковский священник, автор житий, служб святым и других произведений. Писательская деятельность В. падает на 40–60-е гг. XVI в. Скудные биографические сведения об этом писателе устанавливаются только на основании авторских приписок к его сочинениям.Наиболее ранним из его произведений является Житие Евфросина Псковского, составленное В. в 1547 г. по просьбе монахов Елеазарова монастыря. Основным источником для В. послужила первая редакция Жития, относящаяся к началу XVI в. Чудеса были описаны В. на основании монастырских записей и, главным образом, по рассказам очевидцев. При написании похвалы, следующей за чудесами, В. пользовался текстами произведений Пахомия Серба и Епифания Премудрого. Проложное Житие Евфросина (в рук. XVI в. псковского происхождения – ГБЛ, собр. Румянцева, № 397) представляет собой сокращение редакции В., однако неизвестно, кем было проведено это сокращение. Житие Евфросина в редакции В. было включено в Великие Минеи Четии (Успенский и Царский списки).В 1550–1552 гг. В. составил Житие псковского князя Всеволода-Гавриила (рук. ГБЛ, собр. Румянцева, № 397, XVI в., л. 390 об.–417 об.). Главным источником для него служили летописные записи, тем не менее в Житии встречаются значительные хронологические неточности. Скудость фактических сведений В. восполнил характеристикой личности князя, написанной под влиянием Жития Федора Ростиславича Ярославского и Повести о житии Александра Невского. В., используя какое-то «малое писание» и устные предания (он ссылается на клирика Ивана), присоединил к Житию Всеволода-Гавриила рассказ об обретении и перенесении мощей святого в 1192 г. и о чудесах, совершавшихся в конце XV и в первой половине XVI в. Это житие также было включено в состав ВМЧ.После 1547 г., но до пострижения в монахи, В. написал четвертую редакцию Жития Александра Невского, в основу которой положил церковно-летописный рассказ Летописи Псковской II. В этом своем произведении В. стремился придать герою как можно больше черт благочестивого подвижника, с этой целью он обильно использовал выписки из агиографических сочинений: из житий Михаила Черниговского и архиепископа Иоанна Новгородского, написанных Пахомием Сербом, а также из Жития Федора Ростиславича и его сыновей, принадлежавшего Антонию, иеромонаху Спасо-Ярославского монастыря. Молитва, которую Александр Невский произносит перед боем, заимствована из Сказания о Мамаевом побоище. Эта редакция Жития включена в Царский список ВМЧ; в Успенский, законченный в 1552 г., она не попала. Издано житие в ПЛ. В рук. XVI в. ГБЛ, собр. Румянцева, № 397, л. 348 об.–353 помещено краткое переложение Жития в редакции В.В предисловии и в тексте самого Жития Саввы Крыпецкого В. сообщает некоторые сведения о написании этого Жития и о себе. Житие было создано в 1555 г. по просьбе монахов Крыпецкого монастыря и по поручению игумена Иосифа. В приложении к биографии Саввы В. добавил описание 19 чудес, часть из них, совершившихся до 1555 г., описана им со слов иноков монастыря. Из рассказа о чуде 1555 г. видно, что тогда В. жил в монастыре. Из добавленных чудес за 1557–1564 гг. выясняется, что в эти годы В. стал монахом Крыпецкого монастыря, приняв имя Варлаам. Главным источником для написания Жития послужили монастырские предания, рассказанные старцами монастыря, которые, однако, уже не были современниками Саввы. Скудное по фактическим данным Житие Саввы насыщено риторическими рассуждениями. При описании учительства Саввы В. использовал текст Жития Варлаама Хутынского, написанного Пахомием Сербом. В предисловии к Житию содержатся похвальные слова в адрес митрополита Макария. Издано Житие в книге «Повесть о начале...» в сокращении, с перестановками и подновлением стиля, ср. в рук. ГПБ, собр. ОЛДП, № 258, л. 137–210. Проложная статья в рук. XVI в. ГБЛ, собр. Румянцева, № 397 – сокращенное изложение Жития, написанного В.Будучи уже священноиноком, В. в 1558 г. написал Житие новгородского владыки Нифонта, основателя Спасо-Мирожского монастыря. В основу этого произведения он положил Сказание о Нифонте, заимствовав его из Киево-Печерского патерика Кассиановской редакции (см. Кассиан, монах Киево-Печерского монастыря). Сам В. написал предисловие, несколько новых известий о Нифонте, неизвестно откуда заимствованных, и похвалу. В конце Жития В. сообщил, что празднование в честь Нифонта было установлено при митрополите Макарии. Издано Житие в ПЛ.В эти же годы В. было написано Житие Никиты – другого новгородского епископа (ГИМ, собр. Уварова, № 429, в 4-ку, л. 52–78). Для этого он воспользовался произведением Зиновия Отенского, написанным по поводу обретения мощей епископа Никиты в 1558 г. В. сообщает, что эту новую (четвертую) редакцию Жития епископа Никиты он написал по поручению митрополита Макария.Помимо житий В. написаны службы Евфросину Псковскому, князю Всеволоду, Савве Крыпецкому, епископу Нифонту, Георгию мученику Болгарскому (см. Илья, новгородский иеромонах (пресвитер)).В. П. Адрианова-Перетц атрибутирует В. Похвальное слово Алексею человеку божию, известное по рук. начала XVII в. (Орлов А. С. Библиотека Московской Синодальной типографии. М., 1896, вып. 1 (Сборники), с. 46, № 7 (199)). Оно написано было после 1559 г. Основным источником послужило Житие Алексея в древней редакции Златоструя; кроме того, В. использовал и свое собственное произведение – Житие Евфросина Псковского. Заметно также сходство Похвалы Алексею с Житием Нифонта, принадлежащим тоже В.Между 1558 и 1563 гг. на основании краткой редакции Жития Исидора Юрьевского В. написал распространенный вариант его. В заглавии отмечено, что работал В. над Житием по «благословению митрополита Макария». Кроме обычного для В. витиеватого распространения текста, в содержании произведения усилена антилатинская направленность. Дополнительными источниками при написании Жития служили: 1) грамота, прочитанная в Москве по повелению митрополита Исидора после его возвращения, 2) определения Стоглава 1551 г., 3) слова Марка Ефесского к папе Евгению на соборе, 4) эпизод из Мучения Кирика и Улиты. Житие издано А. С. Будиловичем и В. Н. Перетцом.Творчество В. по преимуществу связано с Псковской землей, и одно из последних его произведений – «Сказание об иконе знамения Богородицы Мирожской», написанное в 1565 г., тоже посвящено псковской тематике. В нем описывается «чудо слезного знамения» – заступничество Богородицы за «Псков и люди» в виду угрозы со стороны Литвы. Издано в кн. А. Лапустина.П. М. Строев (Словарь, с. 41) и Филарет (Обзор, с. 209) приписывают В. Житие Арсения Коневского. Это Житие было написано игуменом Коневского монастыря Варлаамом. Однако доказательств для отождествления псковского В. с Варлаамом коневским игуменом нет.Н. С. Державин высказал мнение, что статьи о Всеволоде-Гаврииле и Александре Невском в Степенной книге (см. Афанасий (в миру Андрей), <<митрополит Московский) были написаны В. Однако П. Г. Васенко оспорил участие В. в работе над Степенной книгой.Как показывает фактический материал, писательская деятельность псковского священника В. осуществлялась под покровительством митрополита Макария. В предисловии к Житию Саввы Крыпецкого В. и воздает хвалу своему покровителю. Творчество В. вполне соответствовало требованиям, которые Макарий предъявлял к произведениям агиографического жанра. Жития, написанные В. до 1552 г., оказались включенными в новые списки (Успенский и Царский) ВМЧ. По словам самого В., Макарий и позже продолжал ценить его как агиографа. Будучи посредственным писателем, В. хорошо усвоил тот литературный канон, который ценил митрополит Макарий, приспособился к приемам работы в житийном жанре и сумел создать большое число произведений. По сочинениям В. хорошо видны требования Макария, предъявляемые им к агиографическим сочинениям. Главной целью создаваемых произведений было прославление святого путем «плетения похвалы». Образцом при этом служили сочинения знаменитых мастеров стиля «плетения словес». В. стремился подражать Пахомию Сербу и делал заимствования чаще всего из его произведений. Но работал В. ремесленно, компилятивность его сочинений явно видна. Используя традиционную схему житий, он переносил характеристики героев и даже просто целые отрывки текстов из одного жития в другое. В результате этого нередко рассказ о событиях оказывался искаженным. В житиях, написанных В., наблюдается скудость фактических сведений, текст распространяется за счет традиционных житийных формул и повторов. Подобный характер работы наблюдается и в ряде других житий, созданных в то время, имена авторов которых не все дошли до нас. Некоторые жития, написанные В., остаются неизданными.Изд.: Повесть о начале псковского Печерского монастыря. М., 1831, с. 45–66; ПЛ, вып. 4, с. 1–9, 67–116; Будилович А. С. О русском Юрьеве старого времени в связи с Житием священномученика Исидора и с ним сопострадавших 72 юрьевских мучеников // Сб. учено-лит. о-ва при Юриев. унив. Юрьев, 1901, т. 4, с. 76–89; Лапустин А. Тексты сказаний о псковских чудотворных иконах божьей матери // Псковская старина: Тр. Псковск. церковн. ист.-археол. комитета. Псков, 1910, т. 1, с. 78–108; Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст / Изд. ОЛДП. СПб., 1913 (ПДПИ, т. 180), с. 33–48, 126–146; Перетц В. Н. Отчет об экскурсии семинария русской филологии в Киев 30 мая – 10 июня 1915 г. Киев, 1916, с. 167–176.Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 239, 250–262; Строев. Словарь, с. 37–41; Филарет. Обзор, с. 209–210; Макарий. История русской церкви. СПб., 1891, т. 7, с. 427–432, 442–443; Державин Н. С. «Степенная книга» как литературный памятник: Опыт исследования литературного состава «Степенной книги» Г. Миллера. Батум, 1902, с. 77–78, 86–87; Серебрянский Н. 1) О редакциях Жития преподобного Саввы Крыпецкого. СПб., 1903; 2) Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908, с. 146–168; 3) Княжеские жития, с. 215–217, 257–260; Васенко П. Г. «Книга степенная царского родословия» и ее значение в древнерусской исторической письменности. СПб., 1904, ч. 1, с. 195–198; Инока Фомы Слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче: Сообщение Н. П. Лихачева. 1908 (ПДПИ, т. 168), с. VIII–XI; Адрианова-Перетц В. П. Из истории русской агиографии XVI в. // Sertum bibliologicum в честь А. И. Малеина. Пб., 1922, с. 146–154; Фетисов И. К литературной истории Повести о мученике Исидоре Юрьевском // Сб. статей в честь акад. А. И. Соболевского. Л., 1928 (ОРЯС, т. 101, № 3), с. 218–221; История русской литературы. М.; Л., 1945, т. 2, ч. 1, с. 522; Калиганов И. О предполагаемом автографе Василия-Варлаама // Старобългаристика, 1983, № 3, с. 79–91.

Р. П. Дмитриева

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Галичь, -а, -е — принадлежащий, свойственный галкам (1): Длъго ночь мрькнетъ, заря свѣтъ запала, мъгла поля покрыла, щекотъ славіи успе, говоръ

  • Грицай Алексей Михайлович(р. 1914), советский живописец. Народный художник СССР (1974), действительный член АХ СССР (1964). Учился в ленинградской А