Словарь книжников и книжности Древней Руси » Что такое «Вассиан \(Кошка\)»?

Значение слова, определение и толкование термина

Вассиан \(Кошка\)

Vassian \(Koshka\)

Вассиан, по прозвищу Кошка (Возмицкий, Вотмицкий) (ум. 1568 г.) – архимандрит Возмицкого монастыря, писатель, книгописец. Скудные биографические сведения устанавливаются главным образом на основании записей в рукописях самого В. Он был постриженннком Иосифо-Волоколамского монастыря, учеником старца Фотия. Одно время являлся архимандритом Возмицкого монастыря (см. запись в рукописи ГИМ, Синод. собр., № 927, л. 1 – «Черньца Васиана Фатеева, бывшаго архимандрита Вотмицкаго монастыря Тверскаго уезда писмо...»). Последние годы жизни он провел в Волоколамском монастыре, где и скончался в 1568 г., что устанавливается на основании описи книг Волоколамского монастыря 1545 г. В дополнениях к описи сообщается, что после него в монастыре осталось 7 книг, им написанных (Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911, Приложение, с. 22).Дошедшие до нас писательское и книгописное наследие В. полностью связано с Волоколамским монастырем. В состав монастырской библиотеки XVI в. входили следующие дошедшие до нас рукописи, частично или полностью написанные В.: ГИМ, Епарх. собр., № 114, 231, 258, 419; Синод. собр., № 927; ГБЛ, Волок. собр., № 517, 530, Музейное собр., № 1257. Наибольший интерес представляют два сборника – Музейное собр., № 1257 и Синод. собр., № 927 (описание их имеется в книге: Послания Иосифа Волоцкого / Подг. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959, с. 114–115, 116). Они особенно наглядно демонстрируют характерную черту, свойственную составителям волоколамских сборников, которые любили переписывать произведения своих учителей и писателей, имеющих отношение к иосифлянам. В. в эти свои два сборника включил по преимуществу сочинения волоколамских авторов, в том числе и свои собственные (Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 28, с. 211–212).В. известен как автор нескольких произведений, хотя авторство его не во всех случаях является безусловно установленным.1. Словарный свод (Булич С. К. Очерк истории языкознания в России. СПб., 1901, т. 1, с. 163, 164; Ковтун Л. С. Лексикография в Московской Руси XVI – начала XVII в. Л., 1975, с. 263–267).2. Житие Фотия, ученика Кассиана Босого, переписано В. в его сборнике ГИМ, Синод. собр., № 927, л. 171–178, где В. сообщает о своем авторстве (Ключевский. Древнерусские жития, с. 295; Строев. Словарь, с. 44–45; Филарет. Обзор, с. 213).3. Житие Кассиана Босого, переписано В. в его сборнике ГБЛ, Музейное собр., № 1257, л. 16 об.–24 об. (Ключевский. Древнерусские жития, с. 295; Филарет. Обзор, с. 213; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых // РФВ, 1901, № 3–4, с. 101 и отд. Варшава, 1902, с. 258–261). Филарет автором Жития считает старца Фотия.4. Статья «О вражде старцев Кирилло-Белозерского монастыря на иосифлян» (Отношения иноков Кириллова Белозерского и Иосифова Волоколамского монастырей в XVI в. // Прибавл. к изданию Творений святых отцов, 1851, ч. 10, с. 502–527; Строев. Словарь, с. 44–45; Филарет. Обзор, с. 213).5. Надгробное слово Акакию, епископу тверскому (умер в 1567 г.) переписано в рукописи ГПБ, собр. Погодина, № 1554, л. 52–56 об. (Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI в.). М., 1977, с. 285).6. Строев (Словарь, с. 44–45) считал, что В. составлен Патерик Волоколамский, т. к. он переписан в сборнике В. ГИМ. Синод. собр., № 927, л. 2–42. В действительности, его автором является Досифей Топорков. Ключевский (Древнерусские жития, с. 294) об этом произведении сообщает неопределенно.

Р. П. Дмитриева

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • (франц. triolet, от итал. trio — трое) — восьмистишие с рифмовкой АбА абАБ, где стихи А и Б повторяются как рефрены.Рубрика: Роды и жанры литературы

  • ПИМЕН - центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» (1825), монах-летописец Чудова монастыря, «старец кроткий и смиренный», под

  • Рассказмалая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (ска