Онлайн-калькулятор призвания

Словарь книжников и книжности Древней Руси » Что такое «Вопросы Варфоломеевы к Богородице»?

Значение слова, определение и толкование термина

Вопросы Варфоломеевы к Богородице

Voprosy Varfolomeyevy k Bogoroditse

Вопросы Варфоломеевы к Богородице – апокрифический памятник средневековой христианской литературы. Списки его немногочисленны – известны коптские, древнейшие, VII в.; греческий, дефектный, XIV в. (Венская нац. б-ка, № 67); южнославянский в сборнике XVI в. (та же б-ка, № 125), разбитый на две части, каждая с особым заглавием (л. 259 и 276): «Въпрошение святых апостолы о пречистои богородици...» (нач.: «Быше апостолы на месте Хритире с Мариею богородицею...») и «Впрошение святого и славного апостола Христова Варфоломея...» (нач.: «По въскресении из мрьтвыих господа нашего Исуса Христа апостолим хотещиим въпрашаты господа и вси не смѣахоу вьпрашати его...»). По этому списку памятник был издан В. Мочульским (Следы народной библии, с. 276–281).В древнерусской письменности известны два списка В.: один, озаглавленный «Воспрашанье святого апостола Вальфромѣя» (нач.: «Пред воскресеньем из мертвых господа нашего Исуса Христа...»), в Паисиевом сборнике XIV в. (л. 136 об.–147 об.), другой – XVII в. (ГПБ, Солов. собр., № 261 (107)). Русские списки наиболее полные и исправные; по первому из них памятник был издан в ПЛ и Н. С. Тихонравовым. Здесь рассказывается, как апостолы перед смертью и воскресением Христа обратились к нему с просьбой открыть некоторые тайны. После воскресения Христа к нему приступил Варфоломей с вопросами о тайне искупления. Вторая часть содержит вопросы Варфоломея к богородице о тайне воплощения сына божия, в третьей части говорится об аде и диаволе – виновнике греховности людей, что и явилось причиной воплощения сына божия и искупления им рода человеческого. Эти догматические вопросы библейской письменности в памятнике трактуются несколько отлично от Св. писания и учения отцов церкви. Составитель памятника старается выдвинуть лишь божественную природу Христа, ничего не говоря о стороне человеческой. В связи с этим В. Мочульский считает, что памятник возник в VII в. в монофизитской среде.Изд.: Вопросы св. Варфоломея. – В кн.: ПЛ, вып. 3, с. 109–112; Варфоломеевы вопросы богородице. – Тихонравов. Памятники, т. 2, с. 18–22; Мочульский В. Следы народной библии в славянской и в древнерусской письменности. Одесса, 1893, с. 231–247, 276–281 (рец. Н. Никольского: Странник, 1894, май, с. 172–174; июнь, с. 389–393).Лит.: Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии. Казань, 1881, ч. 1, с. 403.

М. А. Салмина

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Полянов        ПОЛЯНОВ Дмитрий Иванович (1875—) — первый из болгарских поэтов, посвятивший свое творчество идеям социализма. Его поэзия поч

  • (А. и а.; в др.-рим. мифологии – богиня утренней зари; заря) Ау, мой друг, припомни вместе с «башней» Еще меня, кому не чужды «Оры». Бывало, гость