Словарь литературных терминов

  • COMMEDIA DELL'ARTE all'improvviso — комедия, разыгрываемая профессиональными итальянскими актерами не по писаному тексту, а по сценарию (итал. Scenario или sogg

  • COULEUR LOCALE (местный колорит). Литературный прием couleur locale состоит в изображении тех особенностей и признаков природных явлений, быта, нравов, о

  • ENJAMBEMENT — стихотворный прием, состоящий в переносе части фразы из одного стиха в другой, из одной строфы в другую (см. Строфа). Являясь весьма

  • Reise-Roman (ром. путешествий). В то время, как схема исторического романа движет события во времени, роман путешествий дает всегда движение в про

  • АБЗАЦ — в первоначальном значении своем — то же, что и красная строка. Но А. означает и отрывок письменной речи, заключенный между красными

  • АВАНТЮРНЫЙ РОМАН. Единственный поэтический вид, развившийся преимущественно на европейской почве, роман, — что бы ни стояло в центре его —

  • АВТОБИОГРАФИЯ — описание своей личной жизни. Различают А. в собственном смысле, когда автор просто и безыскусственно рисует свой жизненны

  • АВТОГРАФ — греч. αυτός—γράφω — собственноручное письмо. Первоначально автографом называлась оригинальная рукопись самого автора, впо

  • АВТОКРИТИКА — суждение автора о своем собственном произведении, т.-е. самокритика. Виды автокритики являются в то же время и видами общей н

  • АГГЛЮТИНАТИВНЫЕ или АГГЛЮТИНИРУЮЩИЕ ЯЗЫКИ. Языки, образующие слова с помощью агглютинации (см.). Примеры: турецк. ода «комната», эв «дом», да

  • АГГЛЮТИНАЦИЯ (лат. «приклеиванье»). Образование слов с помощью аффиксов (см.) без изменения основ. См. Морфологическая классификация яз.

  • АГИТАЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА. См. Народная литература, Публицистика.

  • См. Акмеисты

  • АКАДЕМИЗМ. Термин этот возникает сравнительно недавно, в 60—80-х годах XIX века. Возникновением своим он обязан борьбе, которую повели в облас

  • АКАНЬЕ. Особенность произношения белорусск. яз., южновеликорусск. наречия и средневеликорус. говоров, состоящая в совпадении неударяемых з

  • АКАТАЛЕКТИКА — см. «Каталектика».

  • АКМЕИСТЫ или АДАМИСТЫ. Акмеист от греческого слова ακμή — острие копья, акмеизм — завершенность и заостренность поэтического творчества

  • АКРОСТИХ (άκρος — крайний, στίχος — стих) — стихотворение, крайние буквы которого (большею частью — начальные) складываются в слова. Обы

  • АКТ — действие, отдельная часть сценического произведения (драм, пьесы, оперы, балета, пантомимы и пр.); завершенный кусок в развитии общего

  • АЛКЕЕВА СТРОФА — название происходит от имени древне-греческого поэта Алкея. Строфа имеет четыре стиха, из которых первый и второй предста

  • АЛКМАНОВА СТРОФА — названа по имени греческого поэта Алкмана, жившего в седьмом веке до Р. Х. Эта строфа состоит из четырех стихов, из котор

  • АЛЛЕГОРИЯ — (греч. αλληγορία, иносказание) — выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкр

  • АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одн

  • АЛЬМАНАХ — от арабского Almana — время мера. В конце средних веков (XIV и XV вв.) это слово обозначает календарные таблицы с прибавлением астроно

  • АМФИБРАХИЙ — трехсложная стопа, в которой ударным является средний слог, как, напр., «разумный». Из возможных ипостас амфибрахия (см. слова

  • АМФИМАКР (amphimacer — крестик) — трехсложная стопа (—0—) обратная амфибрахию (0—0).

  • АНАДИПЛОСИС — повторение одного или нескольких слов. По современной стихологической терминологии повторение конца стиха в начале следую

  • АНАКРУСА — явление, наблюдаемой в том случае, когда в начале или середине метра, кроме слогов., которые входят в состав образующих его стоп,

  • АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ. А. я. в противоположность синтетическим наз. такие языки, в которых отношение между словами, входящими в словосочетани

  • АНАЛОГИЯ (греч.) — сближение по сходству, соответствие, соотношение. Встречаются аналогии обычно в научных и философских сочинениях. Сущес

  • АНАПЕСТ — трехсложная стопа, в которой ударным является последний слог, как, напр., «человек». Анапест представляет собой, таким образом, ст

  • АНАФОРА — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Анафора мож

  • АНАХРОНИЗМ — перенесение явления из позднего времени в раннее. Например, у Шекспира в «Юлии Цезаре» башенные часы бьют три часа, а Шиллер в

  • АНЕКДОТ — по точному смыслу слова значит «неизданное» (греч. Ανέκδοτον). Первые следы употребления этого слова, как термина, мы находим в В

  • АННАЛЫ (Annales) — погодные записи событий, связанных с жизнью города, области страны, имелись уже у египтян, ассирийцев, персов, китайцев, древ

  • АНТИБАКХИЙ — трехстопная стопа, состоящая из двух ударных и одного неударного слога. В русском языке, где каждое слово несет лишь одно явст

  • АНТИСПАСТ или ямбохорей — греческая стопа по схеме: ()— —( возможно чрезвычайно редкие ходы в хорее, где первая стопа заменена ямбом, как у

  • АНТИТЕЗА (греч. 'Αντιθεσις, противоположение) — фигура (см.) состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов. Сущес

  • АПЕРЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (Aperio — открываю; capio, cepi — беру, схватываю). В обычной речи термин аперцепция смешивается с термино

  • АПОКРИФЫ. Слово апокриф значит скрытый или тайный (от греческого глагола αποκρύπτω — скрывать, прятать), и первоначально его применяли к к

  • АПОЛЛОНОВСКОЕ, АПОЛЛОН — первоначально греческое, затем и римское божество. Он — покровитель искусств, особенно музыки, поэзии, больше все

  • АПОЛОГ — род литературного произведения, имеющего целью нравственное поучение, выраженное в форме сцен из животной жизни.А. сроден животн

  • АПОЛОГИЯ — обычно означала особый род христианской богословской литературы, именно произведения, написанные с целью доказать ложь взводи

  • АПОСИОПЕЗА — см. фигура.

  • АРСИС (греч.) = повышение, тесис (греч.) = понижение в метрическом стихе (первоначально арсис имел обратное значение и отмечался при чтении по

  • АРТИКУЛЯЦИЯ (лат.). Работа органов речи, нужная для произнесения известного звука.Н. Д.

  • АРХАИЗМ — старинное слово или устарелый оборот речи. Архаизмы мы находим живьем в документах и памятниках слова, составленных в любое скол

  • АРХИЛОХОВА СТРОФА — древне-классическая строфа. Различаются четыре вида Архилоховой строфы.I вид. Строфа имеет четыре стиха, из которых пе

  • АРХИТЕКТОНИКА (в литературе) — общее построение произведения. Понятие архитектоники близко к понятию композиции в литературе (см. «композ

  • АСИНДЕТОН см. фигура.

  • АСПИРАТЫ (латин. aspirare «придыхать»). То же, что придыхательные согласные.

  • АССИМИЛЯЦИЯ (лат. «уподобление»). По отношению к звукам речи — уподобление одних звуков другим, соседним или близким к ним в речи, состоящее

  • АССОНАНС — повторение одинаковых гласных. Ассонанс преследует те же цели, что и аллитерация (см. это слово), и является подобно последней, ч

  • АТОНИЧЕСКИЕ СЛОВА. Атоническими называются (В. Брюсов «Наука о стихе») такие односложные, а порой и двухсложные слова в стихе, которые, прим

  • АТТРАКЦИЯ — (Attractio — притягивание) — это оборот, грамматически выражающийся в отсутствии синтаксической связи между двумя членами предло

  • АТТРИБУТ (латинск.; от глаг. attribuo «приписываю»). Граммат. термин. То же, что определение.

  • АТТРИБУТИВНЫЙ. Употребляющийся, как аттрибут (см.), напр. А. согласование прилагательных (добрый человек, белая бумага, на синем небе), в отли

  • АФФИКС (лат.). Часть слова, имеющая формальное значение, т.е. вносящая то или другое частичное изменение в значение основы (см.) слова. А. делят

  • АФФРИКАТЫ (от лат. ad «к, при» и fricare «тереть»). Согласные звуки, представляющие слитное сочетание взрывного согласного звука с фрикативным т

  • БАЙРОНИЗМ — так именуется литературное настроение, представляющее собою один из эпизодов поэзии «мировой скорби» (см.) и ведущее свое нача

  • БАКХИЙ — стопа противоположная антибакхию (см. это слово) и состоящая из первого неударного и двух последующих ударных слогов. Бакхий, кото

  • БАЛЛАДА — в средние века у романских народов первоначально обозначала песню, исполнявшуюся обычно женщиной, с хоровым и хороводным сопров

  • БАСНЯ — небольшая сказочка нравоучительного характера, в которой действующие лица — чаще животные, а также неодушевленные предметы, но не

  • БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ. Такие глаголы, которые употребляются только в безличных предложениях (см.) и не имеют форм лица, образуя только по одной

  • БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Такие предложения, в которых есть формы сказуемости (см.), но нет формы лица и нет подлежащего (см.), и при этом субъект

  • БЕЛЛЕТРИСТИКА — по буквальному значению слова (франц.) должна означать, т. наз., изящную литературу, т.-е. поэзию во всех ее видах, в стихах и в

  • БЕСЕДНЫЕ ПЕСНИ См. Лирические песни.

  • БЕССУБЪЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. То же, что безличные (см.), причем одни объединяют под этим термином как собств. безличные, так и неопределенно-ли

  • БИБЛИОГРАФИЯ — в точном переводе греч. слов, из которых составлен термин (biblos книга и grafo — пишу), означает книгописание, является отраслью

  • БИЛАБИАЛЬНЫЙ ЗВУК (латинск. bilabialis «двугубный»). Произносимый сближением обеих губ. См. Губные.Н. Д.

  • БИОГРАФИЯ (греч. bios жизнь и grafo — пишу; жизнеописание) — последовательное изображение жизни какого либо лица от рождения его до смерти. Зада

  • БРАХИЙ (brachys) — один краткий слог (⌣); по сроку произношения равен половине долгого (macer: ) Если рассматривать Брахит, как стопу, то она будет с

  • БРАХИХОРЕЙ — то же, что амфибрахий. Брахит ⌣ + хорей — ⌣ = брахихорей ⌣ — ⌣.Н. Д.

  • БУКВА. Письменный знак для обозначения звука речи. В принципе звуковое письмо (см.) стремится к передаче каждого различаемого в яз. звука ре

  • БУКОЛИКИ. См. Пастораль.

  • БУРЖУАЗНАЯ ИЛИ МЕЩАНСКАЯ ДРАМА — название особого вида драматических произведений, представляющего собою нечто среднее между трагедией

  • БУРИМЕ (bout — конец; rimé — рифмованный) — стихотворение, написанное на заранее данные рифмы. В XVII веке своими буриме прославилась французска

  • БЫЛИНЫ — народно-эпические песни героического или историко-бытового содержания. Термин «былина» не народного происхождения, а введен в на

  • ВАРВАРИЗМЫ — слова, заимствованные из чужих языков. Такого рода заимствования, например, в русском языке, непрерывно увеличиваясь в числе,

  • ВАРИАНТЫ — отдельные слова, предложения, строфы и главы, которые автор прибавляет к своему сочинению или опускает при окончательной его об

  • ВВЕДЕНИЕ — вступительная часть сочинения, вводящая в его содержание, например, путем изложения общих оснований, на которые опирается рабо

  • ВВОДНЫЕ СЛОВА. Такие слова, которые не связываются никакими формальными признаками с другими словами того словосочетания, внутри которого

  • ВДОХНОВЕНИЕ — означает ту степень творческого возбуждения, когда человек чувствует себя как бы совсем исторгнутым из области впечатлений

  • ВЕЛИЧАЛЬНЫЕ ПЕСНИ См. Лирические песни, Обрядовые песни, Свадебные песни.

  • ВЕЛЯРИЗАЦИЯ, (лат.). Изменение звука, вызванное поднятием задней части спинки языка к заднему или мягкому нёбу. Веляризованными в русском яз

  • ВЕЛЯРНЫЙ ЗВУК (лат.). Произносимый при поднятии задней части спинки языка к мягкому (заднему) небу. В русском яз. сюда относятся согласные г,

  • ВЕНОК СОНЕТОВ — см. Сонет.

  • ВЕНОК ТРИОЛЕТОВ — см. Триолет.

  • ВЕРСИФИКАЦИЯ — см. стихосложение

  • ВЕЧНО ЖЕНСТВЕННОЕ (вечная женственность) — обозначение, ставшее особенно популярным после слов Гете, которыми заканчивается вторая часть

  • ВЗАИМНЫЙ ЗАЛОГ. В традиционных русских грамматиках В. З. назывались глаголы в возвратной форме, обозначающие действие, направленное произв

  • ВЗРЫВНЫЙ согласный звук. Такой согласный звук, характерным признаком которого является шум, получающийся при разрыве от напора воздуха из

  • ВИД у глаголов и глагольных слов. Форма, обозначающая различия во времени глагольного признака. Такими различиями могут быть, напр., длител

  • ВИЛЛАНЕЛЬ. Вилланель (villanelle деревенская песня) произошла из французской пастушеской песни. В XVIII века известна в литературе (Jean Passera). Форма

  • ВЛИЯНИЕ литературное — сложный, с методологической точки зрения, вопрос истории литературы и психологии творчества. Соблазнительна мнима

  • ВОДЕВИЛЬ. Водевилем называют драматическое столкновение в комедийном плане (см. комедия). Если в комедии драматическая борьба не должна бы

  • ВОЗВРАТНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛОВ. Глагольная форма, образуемая с помощью окончания -сь или -ся. Глаголы с этим окончанием можно делить на 1. глаголы

  • ВОЗВРАТНЫЙ ЗАЛОГ. В традиционных грамматиках русского яз. В. З. наз. возвратная форма (см.) переходных глаголов (см.) с прямым возвратным знач

  • ВОЛЬНЫЕ СТИХИ — сочетание разностопных стихов, по мнению Валерия Брюсова («Наука о стихе»), преимущественно ямбических. Вольные стихи отли

  • ВОПЛОЩЕНИЕ. Художественный замысел поэта, чтобы осуществить себя, должен облечься в конкретную форму: этот акт оформления поэтического за