Словарь литературных терминов » Что такое «Вечно женственное»?

Значение слова, определение и толкование термина

Вечно женственное

Vechno zhenstvennoye

ВЕЧНО ЖЕНСТВЕННОЕ (вечная женственность) — обозначение, ставшее особенно популярным после слов Гете, которыми заканчивается вторая часть «Фауста»:

,,Das ewig weibliche ziht uns hinan“ —

Вечно женственное влечет нас ввысь.

На русском языке слово женственность сравнительно недавнее; так, напр., поэт Жуковский писал по поводу женской красоты: «ей (женщине) нужно только приобрести то, что на немецком языке так прекрасно называется Weiblichkeit и для чего нет еще выражения в языке нашем». Что касается самой сущности этого понятия Вечной Женственности, то в религиозно-философском отношении это начало близко подходит к Душе мира, Софии, посреднику между бытием божественным и земным. По толкованию Вл. Соловьева — Вечная Женственность есть образ всеединства мира, созерцаемый богом. Культ Вечной Женственности может сливаться и с культом богоматери — как, напр., было в средневековье. Вообще же, прямым проводником вечно-женственного является женское. Поэтому любовь есть область ярких проявлений Вечной Женственности. Особенность Вечной Женственности в ряду других существенных мировых начал заключается в ее эстетическом характере. Вечная Женственность есть, прежде всего, красота, источник и цель всех высших переживаний прекрасного в искусстве или вне его. Отсюда: искусство проходит под знаком Вечной Женственности, а изображения любви и женские образы являются наиболее определяющими для писателя. Впрочем, нередко женственное оказывается разлитым лишь невидимо в творчестве, стоящем по своим темам и сюжетам в стороне от вопросов любви. Но бывает и обратное, именно, когда творчество явно пропитано и вдохновлено любовью к женщине, как проявлению Вечной Женственности. Такова, напр., «Божественная комедия» Данте, в центре которой образ Беатриче. У нас подобного же рода обожествление любимой характеризует отношение Жуковского к Марии Протасовой, любовь к которой была для него вместе с тем и религией. Особенно замечательны образы Вечной Женственности у поэтов, не связанные всецело с действительным образом их любви и вдохновляемые скорее предчувствиями ее или теми откровениями, которые дает только первая любовь. Она может пробудить прекрасный образ, как бы вытесняющий и заменяющий реальное лицо. Такой природы, напр., мистический образ женственности, которому посвящена значительная часть поэзии Вл. Соловьева. Вечная Женственность для него воплощалась в живой призрак, о явлении которого поэт рассказал в поэме «Три свидания». Близка к Вечной Женственности Вл. Соловьева «Прекрасная Дама» А. Блока, именем которой означена первая книга его стихов. Это как бы снова возвещенная миру «Новая жизнь» Данте. Предшественником Блока в отношении его основного образа (как и в некоторых других сторонах его творчества) был Полонский, рассказавший о своем видении Прекрасной Дамы в одном из лучших своих стихотворений — «Царь-девица», а также в близких к нему и отчасти повторяющих его: стихотворении «Письмо к музе» и изумительной поэме «Мечтатель».

Иосиф Эйгес.

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

Вечно женственное в других словарях

  • Вечно женственноеВЕЧНО ЖЕНСТВЕННОЕ (вечная женственность) — обозначение, ставшее особенно популярным после слов Гете, которыми заканчива

См. также

  • Пущати (2)1. Направлять, выпускать против кого-л.: Тогда пущашеть (Боян) і̃ соколовь на стадо лебедѣи... Боянъ же, братіе, не і̃ соколовь на стадо

  • Анкара(Ankara; ранее называлась Ангорa), столица Турции. Расположена на Анатолийском плоскогорье. Основана в VII в. до н. э. В Старом городе с узки

  • Горно-Алтайская автономная областьВ составе Алтайского края РСФСР. На территории горно-алтайской автономной области сохранились восходя