Словарь литературных терминов

  • КАЗАЧЬИ ПЕСНИ. см. Исторические песни.

  • КАКОФОНИЯ — неприятное для слуха сочетание слов в поэзии (или звуков в музыке).

  • КАЛАМБУР — (от имени Калемберга, комического персонажа немецких рассказов) — игра слов, основанная на смысловом сходстве и звучальном раз

  • КАНОН — см. Твердые формы.

  • КАНТАТА — см. Народная литература.

  • КАПИТОЛО, capitolo — старо-итальянский термин, ныне в других языках мало употребительный, означает поэму, написанную терцинами. Каждая глава Б

  • КАРИКАТУРА. Термин, применяющийся главным образом к определенной области изобразительных искусств, но в известном смысле может быть введе

  • КАССИДА — термин арабской стихологии. Стихотворение, на всем протяжении имеющее одну рифму. Сходство с персидской газеллой при трактовке

  • КАТАЛЕКТИКА (греч.) — в науке о русском стихе понятие для определения окончания стиха (строки). Каталектическим называется стих, в котором п

  • КАТАХРЕЗА или катахрезис (греч. Κατάχρησις, злоупотребление) — стилистический термин, обозначающий такое сочетание слов, в котором их пря

  • КАТРЕН — строфа, станс, имеющие четыре строки, связанные общими рифмами и имеющие завершенный смысл. В настоящее время главным образом упо

  • КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. Прилагательные, произведенные от основ, обозначающих качество или признак предмета; К. П. противополагаются

  • КВАНТИТАТИВНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — см. Метрика.

  • КИНО-ЛИТЕРАТУРА. Термин этот в применении к произведениям слова выдвинут лишь литературным сегодня. Примененный же к произведениям кинема

  • КЛИМАКС — см. Градация.

  • КОДА — удлинение. В твердых формах — прибавление сверх узаконенных каноном стихов, главным образом одного, возможно и более, и менее. См. «С

  • КОЛИЧЕСТВО ЗВУКА. Относительная долгота или краткость звука. См. Долгий звук.

  • КОЛОН или кола (греч.) представляет собою объединение стоп в известную систему, которая оканчивается большой (рифменной) паузой, что можно н

  • КОЛЯДКИ. см. Обрядовые песни.

  • КОМЕДИЯ. Комедия изображает драматическую борьбу, возбуждающую смех, вызывая в нас отрицательное отношение к стремлениям, страстям действ

  • КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА — музыкально-литературный театр, процветавший на Западе и в России в XVIII веке. По своему содержанию опера делилась на два

  • КОМПОЗИЦИЯ. Под композицией произведения в широком смысле этого слова следует понимать совокупность приемов, использованных автором для

  • КОМПОНЕНТ — как термин поэтики, в учении о литературной композиции обозначает такие части произведения, которые могут быть выделены как с

  • КОНСОНАНС — полное созвучие двух или нескольких слов в противоположность (см.) диссонансу, примером которого может явиться такое созвучие,

  • КОНСТРУКТИВИЗМ (construo — строю) — возникшее в двадцатые годы нынешнего века направление, которое провозглашает целью всякого творчества —

  • КОНЦОВКА. Этим именем называется повторение заключительных строк первой строфы во всех других строфах с целью или в сжатой форме выразить

  • КОРЕНЬ СЛОВА. Непроизводная основа (см.), не заключающая в себе никаких принадлежностей формы слов (см.); напр., в слове «рукавица» К. — «рук»;

  • КОРНЕВЫЕ ЯЗЫКИ, наз. также изолирующими. Языки, не имеющие форм отдельных слов; наз. так потому, что слова таких языков, как не разложимые на

  • КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. Передача речи другого лица, поставленная в формальную зависимость от речи лица, ее передающего, в противоположность прямой

  • КОСВЕННЫЕ НАКЛОНЕНИЯ. См. Наклонение.

  • КОСВЕННЫЕ ПАДЕЖИ. См. Падежи.

  • КОСВЕННЫЙ ВОПРОС. Вопросительное предложение, связанное с другим предложением и относящееся, как зависимое, к глаголу или глагольному сло

  • КРАТКИЕ ЗВУКИ. См. Долгие звуки.

  • КУБИЗМ — Направление в живописи, зародившееся во Франции около 1908 года, которое может быть рассматриваемо, как реакция импрессионизму, (см