Словарь литературных терминов

  • ПАДЕЖ. Форма существительного (см.), или показывающая, что обозначенный им предмет находится в известном отношении к другому предмету или п

  • ПАЛАТАЛИЗАЦИЯ или смягчение. Произношение, свойственное мягким согласным (см.).

  • ПАЛАТАЛИЗОВАННЫЕ СОГЛАСНЫЕ. То же, что̀ мягкие (см.) или смягченные.

  • ПАЛАТАЛЬНЫЕ ЗВУКИ. 1. Гласные переднего ряда (см. Гласные). 2. Согласные средненебные (см.).

  • ПАЛИНДРОМ — искусственная стихотворная форма, состоящая в том, что слова в стихотворении расположены: 1) или так, что отдельные буквы, распо

  • ПАМФЛЕТ — (от palme-feuillet — листок, который держат в руке) — небольшое литературное произведение публицистического и чаще всего личного харак

  • ПАНЕГИРИК (πανηγυρικος от πανηγυρις — всенародное празднество) первоначально — торжественно хвалебная речь в честь некоего лица или собы

  • ПАРАЛЛЕЛИЗМ — такой порядок расположения отдельных слов или предложений, при котором одна словесная группа заключает в себе образы, мысли

  • ПАРАТАКСИС (греч.), в применении к сочетанию предложений — то же, что Сочинение

  • ПАРНАСЦЫ или Бесстрастные (Les impassibles) — поэты, принадлежавшие к литературному течению, возникшему во Франции Наполеона III-го, после подавлен

  • ПАРОДИЯ — жанр (см. это слово), в котором известное произведение, взятое в качестве образца, служит объектом подражания в другом произведен

  • ПАСКВИЛЬ — письменное сочинение или изображение, содержащее в себе ложные и оскорбительные для кого-нибудь сведения. Название это происхо

  • ПАСТОРАЛЬ, или как прежде называли, буколики — собственно пастушеская поэзия, зародившаяся в Сицилии, а затем, особенно по словоупотреблен

  • ПАУЗА в стихе представляет собою некоторое количество времени, не заполненное фонемами, и такую паузу мы называем паузой временной в отлич

  • ПАФОС. Буквальное значение слова (греч.) — страсть, страдание. Первоначально было введено в качестве специального термина в теорию краснор

  • ПЕРЕВОД — воссоздание подлинника средствами другого языка. Требование, прилагаемое к переводу нехудожественного произведения, если он яв

  • ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ. 1. В широком смысле — такие глаголы, которые обозначают действие субъекта, переходящее или распространяющееся на друго

  • ПЕРЕХОДНЫЕ ГОВОРЫ. Говоры, принадлежащие по происхождению к одному наречию или языку, у которых на основе этого наречия или языка произошл

  • ПЕРИОД (Περίοδος — обход, окружность). Этим словом в древней Греции называлась та замкнутая, кольцевая дорога, на которой происходили игры

  • ПЕРИФРАЗА (греч. Περίφρασις, описание) — стилистический термин, обозначающий описательное выражение предмета по какому-либо его свойству

  • ПЕРСОНИФИКАЦИЯ см. Олицетворение.

  • ПЕРФЕКТ (лат. perfectum). В латинском и нынешних европейских языках — форма прошедшего совершенного, обозначающая законченность действия в про

  • ПЕСЕННИКИ. — см. Народная литература, Народная словесность.

  • ПЕСНЯ. — Терминологически песня, как один из видов художественного слова, является родовым понятием. Она обнимает собой: а) первобытную, си

  • ПИРРИХИЙ в греческом стихосложении представлял собою стопу в два кратких слога. В некоторых случаях один из этих слогов имел несколько бол

  • ПИРРИХИОДАКТИЛЬ (pyrrhichio-dactylus) пятисложная стопа, представляющая собой соединение пиррихия (⌣ ⌣) с дактилем (— ⌣ ⌣). Схема: ⌣ ⌣ — ⌣ ⌣; ⌣ ⌣ —

  • ПИСАТЕЛЬ. Все писатели-поэты приходят в мир со своими песнями и сказаниями о жизни и уходят, не открыв своего настоящего лица. То, что мы обы

  • ПИУТ. (Пиутим) или Пиют (Пиютим). Имея греческое происхождение, сохранился в еврейской духовной поэзии, где имеет значение гимна. Более широк

  • ПЛАВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ. Сонорные (см.) согласные л и р разных видов. При произношении л кончик языка упирается в десны или верхние зубы, но по бока

  • ПЛЕОНАЗМ — приток слов, при остановленности смысла, включенного в них. Простейший тип — т. н. тавтология (тождесловие): например, «душа есть

  • ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ. См. Наклонение.

  • ПОВЕСТЬ — род эпической поэзии, в русском литературном обиходе противопоставляемый обычно роману, как более крупному жанру, и рассказу, ка

  • ПОВТОР см. Рефрен.

  • ПОДРАЖАНИЕ. От заимствования (см.) подражание отличается тем, что там центр тяжести лежит на собственной переработке, здесь же особенно важ

  • ПОДЧИНЕНИЕ или гипо̀таксис (см.). Способ сочетания предложений, указывающий на зависимость одного из них от другого. Последняя может быть, н

  • ПОЛЕМИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ — играла всегда большую роль, в особенности в те периоды и эпохи, когда новый склад жизни приходил на смену старому и

  • ПОЛИСИНДЕТОН — см. фигура.

  • ПОЛИСИНТЕТИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ. Такие языки, в которых существует способ образования слов-предложений из сложения основ отдельных слов; к П. Я. пр

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ — поэзия «на случай», вызванная тем или иным событием в политической жизни, в определенном месте, в определенный момен

  • ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ. См. Степени сравнения.

  • ПОЛУГЛАСНЫЙ ЗВУК. То же, что неслоговой гласный звук (см. Слог); так нередко наз. неслоговое и, обозначаемое в русском письме буквою й. В тради

  • ПОЛУРИФМЫ. — Следя за историей рифмы, видим в разные эпохи у различных народов глубоко различное к ней отношение. Поэзии древних рифма была

  • ПОРНОГРАФИЯ буквальное значение слова П. — описание проституции. Поэтому П. назывались даже такие произведения, которые были посвящены бо

  • ПОРЯДОК СЛОВ в словосочетаниях может иметь формальное значение, т.-е. указывать на различные отношения между частями словосочетания. В т. н.

  • ПОСВЯЩЕНИЕ — выраженное письменно почетное подношение литературного произведения какому-нибудь лицу, группе лиц (напр., друзьям), народу,

  • ПОСЛАНИЕ. — письмо в стихах. Еще Гораций дал образцы таких посланий, имеющих у него то совсем частный характер, то затрагивающих темы общег

  • ПОСЛЕСЛОВИЕ — дополнение к законченному литературному произведению, имеющее характер рассуждения, личных признаний и соображений автора

  • ПОСЛОВИЦЫ — краткие народные изречения применительно к различным явлениям жизни, часто составлены мерной речью. Пословицы обычно состоят

  • ПОЭЗИЯ И ПРОЗА. Есть внешнее, формальное различие между поэзией и прозой, и есть между ними различие внутреннее, по существу. Первое состоит

  • ПОЭЗИЯ „МИРОВОЙ СКОРБИ“ представляет одну из самых ярких страниц истории всемирной литературы. Временем ее наибольшего развития был кон

  • ПОЭМА — слово греческое и таит в себе древнее значение — «творение, создание» — и не потому только, что она повествует о делах, «творениях»

  • ПРАВОПИСАНИЕ. См. Орфография.

  • ПРАЯЗЫК. Открываемый путем сравнительного изучения родственных языков (см. Родство языков) общий предок этих языков. Таковы, напр., П. обще-с

  • ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ. См. Степени сравнения.

  • ПРЕРАФАЭЛИТЫ — группа английских поэтов, отличавшихся своим мистическим направлением и преклонением перед художниками до Рафаэля. Во гла

  • ПРЕФИКС. Аффикс (см.), стоящий перед основой (см.). П. существуют во многих языках, но в европейских языках редки. Сюда относится в немецком яз.

  • ПРИБАУТКА — вставка в речь, не имеющая с ней тесной связи. Обычно в произведениях народной словесности. Пример, прибаутки: «Скоро сказка ск

  • ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. См. Главное предложение.

  • ПРИДУВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ. То же, что фрикативные.

  • ПРИДЫХАНИЕ. Фрикативный (см.) согласный звук, получающийся в голосовой щели при неполном сближении голосовых связок и представляющий шум о

  • ПРИЕМ литературный. Выдвигаемое с особой настойчивостью «формальной школой» (см.) понятие «прием» обнимает все те средства и ходы, которым

  • ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, или имя П. Слово, имеющее формы согласования (см.) в роде, числе и падеже и обозначающее признак предмета, обозначенного тем

  • ПРИЛОЖЕНИЕ. Существительное, понимаемое в данном словосочетании, как данный в мысли признак или совокупность признаков предмета, обозначе

  • ПРИСТАВКА. Первая часть сложных глаголов и глагольных основ, являющаяся по происхождению предлогами и указывающая на различные изменения

  • ПРИТЧА — нравственное поучение в аллегорической форме (см. слово Аллегория), отличающееся от басни тем, что свой поэтический материал оно ч

  • ПРИЧАСТИЕ. — прилагательное (см.), образованное от глагольной основы, имеющее формы вида, залога и времени и сохраняющее управление глагола

  • ПРИЧИТАНИЯ, или причеты, вопли — народные песни-плачи. Причитания бывают: похоронные, свадебные, рекрутские. Это лиро-эпические песни, изоб

  • ПРОВИНЦИАЛИЗМ — слово или выражение в обще-литературной речи, внесенное в нее из «провинциального» говора, или точнее для России — из како

  • ПРОЗА см. Поэзия и проза.

  • ПРОЗАИЗМЫ. Под прозаизмами обычно понимаются такие выражения в строе поэтического языка, которые взяты из языка разговорного или научного

  • ПРОЗОПОПЕЯ см. Олицетворение.

  • ПРОИЗВОДНАЯ ОСНОВА. См. Основа.

  • ПРОЛЕТАРСКИЕ ПИСАТЕЛИ. Пролетарскими называют не только тех писателей, которые по своему происхождению, профессии, быту, мироощущению, иде

  • ПРОЛОГ — вступительная часть, присоединенная к художественному произведению, в которой излагаются обстоятельства, предшествовавшие тому

  • ПРОСОДИЯ представляет собою в общей форме учение о звуках с той их стороны, которая активна в ритмическом отношении и играет соответствующ

  • ПРОТОЧНЫЕ СОГЛАСНЫЕ. То же, что фрикативные согласные.

  • ПРЯМАЯ РЕЧЬ. См. Косвенная речь.

  • ПСЕВДОНИМ служит практической цели: заменяет собою настоящее имя, которое по тем или иным причинам желательно скрыть. Под псевдонимом выст

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН: роман, объектом которого является субъект. В то время как другие формы эпоса берут человека извне, описывая обстано

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СКАЗУЕМОЕ. См. Сказуемое.

  • ПУБЛИЦИСТИКА (от слова публичный, общественный) — та область литературы, которая занимается политическими, общественными вопросами с цель

  • ПУРИЗМ — преувеличенное стремление к чистоте литературного языка и к изгнанию из него всяких посторонних элементов. Особенно прославился

  • ПУТЕШЕСТВИЕ — название, применяемое к произведениям, в которых повествуется о путешествиях, действительных или мнимых.Из двух категорий п

  • ПУШКИНСКАЯ СТРОФА. За последнее десятилетие этим термином принято называть строфу по схеме строф «Евгения Онегина». Строфа имеет 14 стихов,

  • ПЭАНЫ или ПЭОНЫ — четыре греческих стопы из трех кратких и одного долгого, по аналогии возможны схожие ходы в «ямбе» (см.) при соединении ус