Словарь литературных терминов

  • САГИ — старинные скандинавские прозаические повествования различных жанров, слагавшиеся в Норвегии, Швеции и, гл. обр., Исландии в течение

  • САТАНИЗМ. Занимающий то или иное место в религиозных представлениях всех веков и народов, от широкого пантеизма индусских Вед и Упанишад д

  • САТИРА. — В несколько неопределенном и расплывчатом смысле сатирою называется всякое литературное произведение, в котором выражено некот

  • СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ — песни, сопровождающие народный свадебный обряд. Происхождение свадебных обряда и песен очень сложное. В них заключаются

  • СВИСТЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ. Фрикативные небнозубные согласные з и с твердые и мягкие и аффрикаты ц и дз.

  • СВОБОДНЫЕ СТИХИ — стихи, образуемые сочетанием произвольных стоп в произвольном количестве (Валерий Брюсов «Наука о стихе»). Свободные в с

  • СВЯЗКА. Частичное слово, имеющее формы сказуемости и употребляющееся для обозначения времени и наклонения при тех словах, в которых время

  • СЕКТАНТСКИЕ СТИХИ — см. Духовные стихи.

  • СЕМАСИОЛОГИЯ. Учение о значениях слов независимо от способов звукового выражения этих значений. С. принадлежит к числу наименее разработа

  • СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. Под сентиментализмом понимают то направление литературы, развившееся в конце XVIII-м века и окрасившее собою начало XIX-го, ко

  • СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ РОМАН возник в середине XVIII века под теми же основными социальными, психологическими и литературными воздействиями, как «

  • СЕПТЕТ — в переводе на русский язык семистишие, хотя термин этот закреплен лишь за половинным сонетом (полусонетом). Одно четверостишие и о

  • СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ см. Метрика.

  • СИМВОЛ. Происходит от греческого слова sýmbolon — связь, сущность в немногих знаках. Обычно под символом мы разумеем картинное изображение с п

  • СИМВОЛИЗМ. Символизмом в литературе называется такое течение, при котором символ (см. Символ) является основным приемом художественной изо

  • СИНКРЕТИЗМ поэтических форм. Термин этот введен покойным академиком А. Н. Веселовским, поколебавшим до него господствовавшую теорию о ступ

  • СИНОНИМЫ. — слова различные по внешней форме, но сходные по значению, т.-е. определяющие разные оттенки одного и того же понятия. Таковы, нап

  • СИНТАГМА. См. Предложение и Слово.

  • СИНТАКСИС — отдел грамматики, заключающий «учение о предложениях» по одним, «учение о словосочетаниях» по другим и «учение о значении фор

  • СИНТАКСИЧЕСКАЯ или СИНТАКТИЧЕСКАЯ ФОРМА. Грамматическая форма (см.), обозначающая отношение слов или словосочетаний к речи, в состав котор

  • СИНТЕТИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ. См. Аналитические языки.

  • СИЦИЛИАНА. Прекрасная, весьма певучая, проникшая во многие литературы октава закрепилась в том виде, как мы ее знаем, не сразу. Одним из дост

  • СКАЗАНИЕ — см. Легенда.

  • СКАЗКА — народная (употребляя термин в самом широком значении) — всякий устный рассказ, сообщаемый слушателям в целях занимательности. Ви

  • СКАЗУЕМОЕ или предикат. Термин С. употребляется в разных значениях: 1. психологическое С. или С. (предикат) суждения — то, что мыслится о субъ

  • СКАЗУЕМОСТЬ. Свойство сказуемого. Именно, формами С-ти называются формы, делающие слово грамматическим сказуемым (см.), а такими формами явл

  • СКЛОНЕНИЕ. 1. С. существительных. Совокупность форм существительных, обозначающих отношение существительного в словосочетании к другим сл

  • СЛИТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Предложение, содержащее несколько однородных членов, напр., несколько существительных в именительном падеже, не явля

  • СЛОГ — звук или сочетание звуков, произнесенные отдельным напором выдыхаемого воздуха. Звуки в процессе речи не одинаковы по силе выдыхан

  • СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Сложное словосочетание, обозначенное интонацией, как законченное целое, и состоящее из двух или более предложений, т.-

  • СЛОР — см. Словораздел.

  • СМЕХ — психофизиологическое явление, лежащее в основе комизма и определяемых им литературных эффектов от просто смешного, забавного, до с

  • СМЕШАННЫЕ ГОВОРЫ. См. Переходные говоры.

  • СМЫЧНЫЕ согласные. То же, что̀ взрывные.

  • СМЯГЧЕНИЕ. См. Палатализация.

  • СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА. См. Нарицательные имена.

  • СОНЕТ — лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати стихов, построенных и расположенных в особом порядке. Строгая форма, требующа

  • СОНОРНЫЕ. Звуки, в образовании которых голос играет главную роль. С. звуки представляют музыкальные тона, различающиеся по тембру, зависяще

  • СООТВЕТСТВИЕ, литературный прием, родственный символу, устанавливает внутреннюю связь между поэтически воспринимаемыми звуками, краскам

  • СОЦИАЛЬНЫЙ РОМАН — рисует широкую картину общества в определенную эпоху, при чем индивидуальности выступают в самой тесной связи с борющи

  • СОЧИНЕНИЕ, или ПАРАТАКСИС. Такой способ сочетания предложений, при котором никакими формальными признаками не обозначена зависимость одн

  • СОЮЗ. Частичное слово (см.), выражающее либо 1. то или другое отношение между двумя словами или словосочетаниями, в том числе и предложениями,

  • СОЮЗНАЯ СВЯЗЬ. Такая связь между отдельными словами и словосочетаниями, которая выражается союзами (см.), напр., стол и стул; я купил два кара

  • СОЮЗНЫЕ СЛОВА. В широком смысле С. С. — слова, обозначающие связь между однородными членами предложения и между целыми предложениями; в это

  • СПЕНСЕРОВА СТРОФА — по имени английского поэта Спенсера (16 в.). Октава, одна из наиболее распространенных строф, имела до окончательного св

  • СПОНДЕЙ — греческая стопа из двух долгих слогов. По аналогии с этой стопой спондеем или замедлением (по Белому) называется прибыльное полу

  • СПРЯЖЕНИЕ. 1. Изменение глагола (см.) по временам (см.) и наклонениям (см.), с теми изменениями, которые входят в состав изменений по временам и

  • СРАВНЕНИЕ (лат. comparatio, нем. Gleichnis), как термин поэтики обозначает сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по об

  • СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ. См. Степени сравнения.

  • СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ. Научное языковедение (см.) вообще, как применяющее преимущественно сравнительный метод, в отличие от ненаучно

  • СРЕДНЕНЕБНЫЕ СОГЛАСНЫЕ. Согласные, образуемые поднятием средней части спинки языка к переднему (твердому) нёбу. В русском языке сюда прина

  • СРЕДНИЙ ЗАЛОГ. В грамматиках греч. яз. С. З. (medium) наз. форма залога, которую правильнее было бы назвать возвратным залогом (см. Залоги). В тради

  • СТАНСЫ — термин, происходящий от итальянского слова stanza, что значит остановка. Иногда термин этот применяется вообще ко всякой строфе. Ино

  • СТАРИНЫ — см. Былины.

  • СТИЛИЗАЦИЯ. Произведение сознательно написанное по какому-нибудь примеру или образцу и повторяющее до мельчайших подробностей его приемы

  • СТИЛИСТИКА — наука о стиле и стилях (см. это слово). По составу входящего в нее материала стилистика в большой мере совпадает с языковедение

  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА — учение об использовании грамматических средств языка в соответствии с индивидуальными, большей частью литер

  • СТИЛЬ. Слово стиль первоначально у греков и римлян означало самое орудие письма — ту палочку, или стерженек, острым концом которого писали

  • СТИХ исторически, вероятно, получился из ритмизованного крика, сопровождающего у до-культурного человека погоню за добычей, пляску, торжес

  • СТИХ НАПЕВНЫЙ. Стих при своем возникновении в любом языке мыслится автором его, народом, неразрывно связанным с определенным напевом.Корни

  • СТИХОСЛОЖЕНИЕ или версификация. Этот термин употребляется, как для того, чтобы указать ту метрическую систему, которой пользуется данный я

  • СТИХОТВОРЕНИЕ — основной тип поэтического в тесном смысле этого слова, т.-е. облеченного в стихотворную форму, словесно — художественного

  • СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — название, применяемое к некоторым произведениям художественного слова. Стихотворение в прозе обладает своими отл

  • СТРАДАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ. Глагольная форма, противополагаемая действительному залогу и обозначающая, что то лицо или предмет, которые при форм

  • СТРАНСТВУЮЩИЕ СЮЖЕТЫ — сюжеты (см. это слово), повторяющиеся в поэтическом творчестве разных народов и в различные эпохи. В том же смысле дл

  • СТРОКА — см. Колон.

  • СТРОФА — сочетание стихов в известном порядке. Этот порядок определяется известной системой рифм, связанной с большей или меньшей ритмиче

  • СТРОФИКА — учение о сочетании стихов. Как указывает Валерий Брюсов в предисловии к своим «Опытам», строфика разработана более других наук

  • СТЫК — термин, не получивший еще общепринятого значения, но необходимый для определения весьма существенного явления в строфике. Имеется

  • СУБЪЕКТ. См. Подлежащее.

  • СУГГЕСТИВНОСТЬ (суггестивный) — термин английской эстетики, применившей к поэтическим произведениям выражение suggestive, буквально обознача

  • СУФФИКС. Аффикс (см.), стоящий после основы: вода, ведешь, старик, маленький и пр. В индоевропейских языках образование слов при помощи С. явля

  • СЮЖЕТ — повествовательное ядро художественного призведения, — система действенной (фактической) взаимонаправленности и расположенности