Словарь русского языка восемнадцатого века » Что такое «Багрянский Михаил Иванович»?

Значение слова, определение и толкование термина

Багрянский Михаил Иванович

Bagryansky Mikhail Ivanovich

Багрянский Михаил Иванович [29 X (9 XI) 1761, с. Гладкое (Георгиевское) Новосильского округа Тульского наместничества – 7 (19) VI 1813*, Москва]. Сын сельского священника. «По одиннадцатому году» Б., так же как трех его старших братьев, отправили в Москву «для наук». Один из братьев Б., Василий Иванович, впосл. стал монахом (в монашестве – Вениамин); был иркутским епископом.В 1772 Б. поступил в Унив. гимназию как ученик «разночинского казенного содержания». Учился в классах: лат., греч., фр., риторики и рос. слога, геометрии, тригонометрии, алгебры, фортификации, истории и географии. В июне 1774 получил характеристику: «Посредственного понятия и прилежания. Поступок честных» (ЦГАДА, ф. 10, оп. 3, № 216, л. 18). Затем за успехи награждался книгами (см.: Моск. вед., 1777, 7 июля, № 54; 1778, 1 июля, № 55, Приб.). С 1779 – студент университета, где слушал лекции по логике и метафизике у Д. С. Аничкова, по рос. и лат. красноречию у А. А. Барсова, европ. историю у X . А. Чеботарева, смешанную математику и физику у И.-И. Роста. В 1780 определен жителем при Моск. благор. пансионе. В том же году назначен жителем Унив. гимназии, где преподавал в лат. синтаксическом и в греч. этимологическом классах, кроме того, на Б. возложили обязанность переводить протоколы конференций с лат. языка на рус. Б. был участником Собрания унив. питомцев, созданного в 1781. С 1780 Б. стал масоном, вступив в ложу «Апис», возглавлявшуюся в это время Г. П. Гагариным. В годы обучения в университете сблизился с Н. И. Новиковым, который оказал Б. содействие, когда «малое жалованье, беспокойства, некоторые притеснения, охота к дальнейшему упражнению в науках и желание лучшего жребия» возродили в нем «решимость просить об увольнении <...> от должностей». Б. был освобожден от учительской должности, записался на медицинский факультет и стал слушать там лекции. В это время Б. жил на «наемной квартире», а с 1783 переселился в дом Новикова. С кон. 1783 Б. сделался членом масонской ложи «Латона», возглавлявшейся Новиковым. В 1785 Новиковым принят в розенкрейцеры в присутствии С. И. Гамалеи, И. П. Тургенева, А. М. Кутузова и А. И. Новикова. Масонское имя Б. – Ликас или Лихас. Получив университетский аттестат, в нач. июня 1786 поехал за границу для дальнейшего изучения медицины. Новиков от правил Б. «на свой кошт» и ежегодно посылал ему по 500 р. Из Москвь через Белоруссию и Польшу Б. прибыл в Кенигсберг, затем в Берлин, где посетил госпиталь и познакомился с некоторыми нем. хирургами, и – через Магдебург, Галберштадт, герцогство Клевское, Нимвеген и Утрехт – в Амстердам, а потом в Лейден. Здесь в течение двух лет слушал лекции по медицине и в 1788 получил степень доктора. Затем в течение года продолжил обучение в Париже, но «при возрастающих беспокойствах» в 1789 решил вернуться в Россию. Из Парижа – через Страсбург, Франкфурт и Лейпциг – приехал в Берлин, где снова посещал лекции и госпитали, бывал в рус. посольстве и в доме рус. посла М. Алопеуса. Здесь же встречался с А. М. Кутузовым и бароном Г.-Я. Шредером по масонским делам. В кон. июля 1790 выехал из Берлина и через Петербург вернулся в Москву 8 сент. Московские масоны «с нетерпением» ждали Б., как свидетельствуют письма Н. Н. Трубецкого А. М. Кутузову. Мн. члены новиковского кружка относились к Б. с большой теплотой: Кутузов, в частности, в 1790 беспокоился об участи «милого» Б.; А. И. Веревкин называл его «любезным другом». Б. оказался в числе тех масонов, которые с большим скепсисом восприняли «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина, упрекая его в отсутствии патриотизма. В письме к Кутузову от 29 янв. 1791 Б. писал, что «Моск. журн.» Карамзина «самый плохой, какой только можно представить просвещенному миру». В 1791, сдав экзамен в государственной Мед. коллегии, Б. получил разрешение заниматься врачебной практикой. Оставшись «из благодарности» в доме Новикова, получал от него по 300 р. в год «сверх содержания». В апр. 1792 жил в подмосковном имении Новикова Авдотьино. Во время обыска оказал Новикову понадобившуюся ему врачебную помощь. Вместе с Новиковым был отправлен в Шлиссельбург. В течение всего заключения Новикова находился с ним в одной камере (камера № 9 в нижнем этаже крепости) и лечил его. В рапорте 15 авг. 1792 шлиссельбургский комендант сообщал С. И. Шешковскому, что спрашивал Б., «сам ли он и с доброй воли по приглашению своего хозяина поехал или насильно послали, на что он <...> отвечал, что он по своей воле ни за что на свете ехать бы не согласился, а взят поневоле». Возможно, ответ этот был вынужденный. Впосл. распространилось мнение, что Б. добровольно последовал за Новиковым. В списке шлиссельбургских узников 14 окт. 1794 Б. значился как отбывающий заключение «за перевод развращенных книг». Несмотря на попытки крепостного начальства облегчить условия заточения (ходатайство 9 авг. 1794 о разрешении Б. прогулок и бритья бороды), Б. вместе с Новиковым испытывал лишения «от определенного им к содержанию малого числа кормовых» (донесение от 22 апр. 1796). По указу Павла I 7 нояб. 1796 был освобожден вместе с Новиковым, с которым уехал в Авдотьино. 9 марта 1797 Мед. коллегия направила Б. в Ярославль губернским врачом; с 18 авг. 1800 он стал инспектором Ярославской врачеб. управы. С 9 июня 1802 переведен в Москву инспектором Моск. мед.-хирургической академии. В 1806 npи соединении Моск. академии с Петербургской назначен инспектором Мед. конторы. С 1806 стал членом Мед.-физ. и испытателей природы о-ва Моск. ун-та. С 31 дек. 1806 – надв. советник. В 1808 переведен в Моск. отд-ние академии инспектором. 6 июля 1809 избран ученым секретарем при Конференции Моск. отд-ния академии с сохранением должности инспектора «над поведением воспитанников». Умер Б. от «жестокой болезни».В 1780-е гг. Б. выступал как переводчик. С лат. языка он перевел «Слово о избрании выгодных мест для построения вновь городов в рассуждении здравия человеческого» (1781), произнесенное И.-И. Ростом 21 апр. 1781 на публичном акте в Моск. ун-те. На экземпляре Моск. ун-та автограф Б.: «Его благородию Петру Петровичу Тургеневу посылается сия речь от трудившегося в переводе оныя М. Багрянского в знак его к нему почтения. 1787, сент. 20 дня». В 1782 в числе др. «питомцев Моск. ун-та» Б. сотрудничал в журнале «Веч. заря» (ч. 3, дек.). В издании Новикова «Гор. и дер. б-ка» (1782, ч. 2) была помещена переведенная Б. с фр. языка «португальская повесть» «Инеса де Кастро», рассказывавшая о любви и трагической гибели добродетельной героини. Включенные в текст повести стихи, принадлежавшие якобы одному из героев, прославляли всемогущество любви. В переводе Б. иждивением Н. И. Новикова и Типогр. комп. было опубликовано философско-нравоучительное сочинение «Похвала Сократу, произнесенная в обществе человеколюбцев» (1783). Б. принял участие в переводе масонской книги Дузетана «Таинство креста Иисуса Христа и членов его» (1784), конфискованной при аресте Новикова и сожженной в 1793 по указу Екатерины II. Во время следствия но делу Новикова выяснилось, что книга была привезена И. Е. Шварцем «из чужих краев». «Ее переводили двое, – свидетельствовал Н. Н. Трубецкой, – а именно Кутузов и Багрянсккй, а потом она была с оригиналами прочитываема Тургеневым, Гамалеем, Новиковым и прочими – кто, бывало, тут случится». И. В. Лопухин сообщал: «Переводил ее <книгу> Багрянский, а с переводом читали оригинал и исправляли, готовя к печатанию, вместе с переводчиком Кутузов, Тургенев, Новиков и я». «О сей книге, – сообщал И. П. Тургенев, – еще мы ведали от покойного барона Рейхеля; переводил ее с французского доктор Багрянский, а с немецким сличал я с Кутузовым». Б. перевел также сочинение Фомы Кемпийского «О подражании Иисусу Христу». Очевидно, именно этот перевод, сделанный с лат. языка, включен в «Избранную библиотеку для християнского чтения» (1784, ч. 1; 2-е изд. 1786; 3-е изд. 1787). Др. переводы этого же сочинения были изданы в 1780, 1784 и 1787. Б. принадлежит также перевод объемистого труда К.-Ф. Милло «Древняя и новая история, от начала мира до настоящего времени» (1785, ч. 1–9), изданного иждивением Типогр. комп. Включив это сочинение в число «сумнительных», архиепископ Платон Левшин писал о нем: «Во многих местах находятся выражения, для истинной религии оскорбительные и соблазнительные; и, кажется, вся история одушевлена духом, христианству мало приятствующим – все же тому противное выхваляющим и возвышающим». По указании Г. В. Вернадского, Б. переводил сочинение А.-И. Кирхвегера «Платоново кольцо», связанное с «герметическим» направлением в масонстве. Не законченная печатанием в тайной масонской типографии ч. 1 сочинения «О рождании и рождении натуральных вещей» (ок. 1785) был конфискована в 1792 в деревне Новикова. После освобождения из крепости Б. помогал Новикову в переписке, а может быть, и переводе некоторых мистических сочинений. Так, в письме к А. Ф.-Лабзину от 28 янв. 1804 Новиков упоминал рукопись «Жизнь Иоанна Бюниана» (об англ. пуританском проповеднике Д. Беньяне), «списанную Багрянскою рукою» и посланную Новиковым Г. М. Походяшину (см.: Рус. библиофил, 1913, № 4). В 1807–1808 Б. сотрудничал в журнале М. И. Невзорова «Друг юношества». Хотя литературно-переводческая деятельность явно занимала второстепенное место в жизни Б., посвятившего себя прежде всего медицине, он принадлежал к числу людей, близких Новикову по своим гуманистическим убеждениям.Лит.: *Некрологическое жизнеописание доктора Багрянского. – Всеобщ. журн. врачеб. науки, 1813, № 4; Лонгинов. Новиков и мартинисты (1867); Попов А. Н. Новые документы по делу Новикова. – В кн.: Сб. Рус. ист. о-ва. СПб., 1868, т. 2; Змеев. Врачи-писатели, вып. 1 (1886); Барсков. Переписка масонов (1915); Боголюбов. Новиков (1916); Вернадский. Рус. масонство (1917); Bakounine. Le répertoire (1940); – Светлов Л. Новые документы о Н. И. Новикове. – В кн.: Звенья. М., 1950, вып. 8; Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961; Западов В. А. К истории правительственных преследований Н. И. Новикова. – В кн.: XVIII век. Л., 1976, сб. 11; Мартынов И. Ф. Книгоиздатель Николай Новиков. М., 1981.

Н. Д. Кочеткова

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • см. МАРФА, ПОСАДНИЦА

  • Коллаж(франц. collage, буквально - наклеивание), технический приём в искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от не