Словарь русского языка восемнадцатого века » Что такое «Батурин Пафнутий Сергеевич»?

Значение слова, определение и толкование термина

Батурин Пафнутий Сергеевич

Baturin Pafnuty Sergeyevich

Батурин Пафнутий Сергеевич [1740 или 1741 – 23 X (4 XI) 1803, Минск]. Происходил из старинного обедневшего дворянского рода. В 1754 вступил в лейб-гвардии Конный полк и через некоторое время был произведен в вахмистры. В 1756 отправился поручиком в действующую армию. В одном из сражений в Пруссии был взят в плен и «претерпел семимесячное полонное содержание». Выйдя в отставку в 1763 с чином капитана, Б. совершил путешествие по Европе. В 1770 во время рус.-тур. войны Б. вновь вступил в действующую армию. При штурме Браилова Б. был ранен и на время излечения отправлен в корпус войск под командованием генерал-майора М. Н. Кречетникова. В 1771 был произведен в секунд-майоры. В 1776–1777 служил в Апшеронском пехотном полку. В 1777 получил чин премьер-майора и затем был переведен в Ревельский пехотный полк, где в 1780 в отсутствие полкового командира исправлял его должность. В нояб. 1781 в чине подполковника Б. оставил воинскую службу.Поселившись в Петербурге, Б. стал заниматься литературной деятельностью. Он уже имел некоторый литературный опыт, но его ранние сочинения неизвестны.Комедия Б. «Игроки» основана на жизненных наблюдениях автора, участвовавшего в карточной игре в доме Е. С. Жилина. Пьеса была представлена 26 дек. 1782 в Вольном рос. театре И. А. Дмитревского и К. Книппера. Б. напечатал эту комедию под загл. «Сговор» (1783; перепеч.: Рос. феатр, 1789, ч. 29) с большим авторским «Предуведомлением», где рассказывалось об истории ее создания и отстаивалось право драматурга высмеивать нравы петербургского чиновничества. Вторая пьеса Б. «Бездушник», «комедия характерная в пяти действиях», как определил ее жанр сам сочинитель, также была принята в театр Дмитревского, но вскоре автор взял ее назад, так как дирекция придворного театра, под начало которой была тем временем передана «вольная» труппа, отказалась уплатить установленный ранее гонорар. Комедия, очевидно, на сцене не ставилась, хотя Б. считал, что «она есть на русском языке в роде из характерных первая оригинальная».В «Собеседнике» (1783, ч. 4) была помещена статья Б. «Сумнительные предложения г-дам издателям Собеседника от одного невежды, пылающего приобресть просвещение», где подвергались критике напечатанные в журнале статьи Ип. Ф. Богдановича, М. М. Хераскова и др., а также стиль оды Г. Р. Державина «Фелица». В этом журнале (1783, ч. 10) печатались анонимно также «безделки» Б., одну из которых предположительно указывает Б. Л. Модзалевский («Счастливое излечение зараженного болезнию сочинять»).В кон. 1783 Б., по предложению своего давнего «благодетеля» калужского наместника М. Н. Кречетникова, определился советником Палаты гражд. суда в Калуге. Кречетников также поручил Б. заведовать театром и типографией. Б. деятельно реформировал местный театр, стремился совершенствовать приемы актерской игры, перевел для труппы «Руководство игры театральной» М.-Ж. Риккобони, написал для Калужского театра две одноактные пьесы, с «идеей из французских и из итальянских авторов» («Любовная досада»; отрывки из второй приведены в «Записках»). Деятельность Б. принесла театру успех у калужского общества, в частности у купечества. Однако проект постройки нового театра навлек на Б. немилость Кречетникова. Б. был отставлен от театра.В Калужской типографии Б. анонимно напечатал свои переводы: «Колумб в Америке» (1786) – сокращенный перевод поэмы А.-М. Дю Бокажа. «Колумбиада, или Вера, принесенная в Новый свет»; «Краткое повествование о аравлянах» – перевод с нем. (1787). Басни собственного сочинения, а также переведенные с нем., Б. поместил в изданной им книге «Собрание разных нравоучительных повествований и басен» (1785; 2-е изд. 1788). В 1790 в Туле Б. выпустил антимасонский трактат «Исследование книги “О заблуждениях и истине”», направленный против изданной в рус. переводе книги философа-мистика Л.-К. Сен-Мартена «О заблуждениях и истине…» (1785). Б. отвергает «сумасбродные нелепости» Сен-Мартена с позиций материалистического сенсуализма, опираясь на достижения естествознания XVII–XVIII вв. В Калуге Б. познакомился с В. В. Новиковым и Н. И. Страховым.Вследствие столкновения Б. с председателем Палаты гражд. суда, Кречетников перевел Б. на место советника в Калужское губ. правление. В 1788 наместник переехал в Тулу и определил Б. советником в Палату угол. суда. Для судопроизводственных надобностей Б. сочинил увещевание для преступников (во второй пол. 1790-х гг. оно было отослано в Комиссию законов). Через некоторое время Кречетников назначил Б. советником в Тульское губ. правление и, став малороссийским генерал-губернатором, в 1790 перевел Б. директором экономии Киевской казен. палаты. Здесь Б. познакомился с В. В. Капнистом. В сент. 1793 Б. в чине кол. советника стал председателем Палаты угол. суда открываемого Изяславского наместничества. По учреждении наместничества в Житомире Б. занял место председателя Палаты угол. суда Волынской губ.: «Возложено на него было наблюдение за всеми польскими судами, в оной губернии находившимися, вследствие чего он исправлял дела уголовные, гражданские и, за неопределением вице-губернатора, правил казенной частью». Произведенный в 1796 в ст. советники, Б. летом 1797 при переформировании Волынской губ. остался без места. В нояб. 1797 именным указом Сената Б. был назначен председателем 2-го департамента Воронежской палаты суда и расправы. Он не согласился занять эту должность и был отстранен от службы и лишен пенсии. Не найдя другой службы, Б. вынужден был принять должность в апр. 1798.В кон. своей жизни Б. написал мемуары «Жизнь и похождения господина статского советника Батурина. Повесть справедливая, писанная им самим» (ч. 1–2 не сохр., ч. 3 охватывает 1780–1798). По мнению Модзалевского, свои мемуары Б. предназначал для печати. Он мог ориентироваться на вышедшие в 1790 мемуары П. 3. Хомякова.Лит.: Грот Я. К. Фелица и Собеседник. – Совр., 1845, № 4; Семенников В. П. Лит. и книгопечатание в провинции. СПб., 1911; Малинин Д. А. Нач. театра в Калуге Калуга, 1912; Лонгинов М. Н. Соч. М., 1915, т. 1; Пыпин. Рус. масонстве (1916); Зап. П. С. Батурина / Вступ. ст. и публ. Б. Л. Модзалевского. – Голос минувшего, 1918, № 1–9: Избр. произведения рус. мыслителей второй пол. XVIII в. М., 1952, т. 2; Щипанов И. Я. Философия рус. Просвещения. М., 1971; Берков. История комедии (1977).

Е. Д. Кукушкина, А. Б. Шишкин

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • - (от греч. katharsis - очищение) - термин эстетики: "очищение", "просветление" человеческой души под влиянием сопереживания, сострадания, потрясен

  • С.ПосадСергиев Посад

  • , Бернардо (Martorell, Bernardo) 1400, Сан Селони — 1452, Барселона. Испанский живописец, миниатюрист. Творческая активность между 1427—1452 связана с Барсел