Словарь русского языка восемнадцатого века » Что такое «Бекетов Никита Афанасьевич»?

Значение слова, определение и толкование термина

Бекетов Никита Афанасьевич

Beketov Nikita Afanasyevich

Бекетов Никита Афанасьевич [8 (19) IX 1729 – 9 (20) VII 1794, имение Отрада Саратовской губ., похоронен в имении Черепаха близ Астрахани]. Происходил из дворянской семьи. Образование получил в Сухоп. шлях. корпусе (1742–1751), где увлекся театром и литературой; был знаком с И. П. Елагиным, А. П. Сумароковым и др. молодыми дворянскими поэтами. Участвовал в первых любительских постановках рус. пьес при корпусе, а 1 февр. 1750 был включен в составленную из кадетов труппу для устройства придворных спектаклей. Известно об участии Б. в представлении трагедий «Хорев» (25 февр.), «Синав и Трувор» (роль Трувора, 21 июля) и комедии «Чудовищи» (21 июля) Сумарокова, где он, по-видимому, исполнял женские роли. Б. был хорош собою и принадлежал к числу первых придворных щеголей и петиметров. Высказывалось предположение, что Б. послужил прототипом Нарцисса в одноименной комедии Сумарокова (пост. 8 февр. 1750, под назв. «Нарт») и что именно ему дана в ней следующая характеристика: «… так сильно заражен он собою, что и чтение книг, и обхождение с людьми вместо поправки его портило». По преданию, в нач. 1751 Б. на короткое время занял при дворе положение фаворита, соперника И. И. Шувалова ; его считали ставленником канцлера А. П. Бестужева-Рюмина. 7 окт. 1750 Б. из капралов был произведен в подпоручики, а 11 марта 1751 выпущен из Сухоп. шлях. корпуса в генеральс-адъютанты к А. Г. Разумовскому с чином премьер-майора. Падение Б. приписывали интригам М. Е. Шуваловой (урожд. Шепелевой), которая распространила слухи о его безнравственности, основываясь на том, что Б. часто разучивал с придворным хором песни своего сочинения. Во второй пол. 1751 он попал в опалу, заболел нервной горячкой и был уволен от двора с чином полковника армии. В дальнейшем Б. принимал участие в битве при Гросс-Егерсдорфе (1757); при Цорндорфе (14 авг. 1758), будучи командиром 4-го Гренадерского полка, он попал в плен и пробыл в Пруссии до 1760. С 1763 по 1773 Б. занимал должность астраханского губернатора. С его именем связано основание нем. колонии в Сарепте, развитие виноградарства и шелководства на Нижней Волге. До 1780 Б. присутствовал в Сенате. Последние годы жизни провел в имении Отрада, между Сарептой и Царицыным. Племянник Б., И. И. Дмитриев, откликнулся на его смерть «надписью» к его портрету: «Воспитанник любви и счастия богини» (1794; опубл. 1797). В деле о наследстве Б., составившего завещание в пользу своих незаконных детей – Кетова и двух дочерей (на наследство претендовали И. И. Дмитриев и В. А. Всеволожский), принимали участие Г. Р. Державин и А. А. Ржевский ; перипетии дела (тянулось с 1795 по 1803) описаны в «Записках» Державина и в его «Объяснениях» на свои сочинения. Занятия литературой относятся к петербургскому периоду жизни Б.: он «в молодых своих летах много писал стихов, а более всего песен» (Новиков. Опыт словаря (1772)). Его песни вошли в сборники «Между делом безделье» (1759; высказывалось мнение, что часть песен Б. сам положил на музыку), «Письмовник» Н. Г. Курганова (1769) и «Собрание русских песен» М. Д. Чулкова (1770–1772, ч. 1–2), однако атрибутирована из них только одна – «Везде мне скучно стало». Противоречивые сведения сохранились о сочиненной Б. трагедии в стихах; Евгений Болховитинов называет ее «Эдип», Д. Н. Бантыш-Каменский – «Никанор», указывая, что сюжет был взят из ассирийской истории (ср. «Подложного Смердия» А. А. Ржевского ); рукопись пьесы погибла в XVIII в. Предполагается также участие Б. в полемике 1753 вокруг сатиры И. П. Елагина «На петиметра и кокеток», которая могла лично задеть Б. В конволюте, состоящем из списков, принадлежавших А. А. Ржевскому, к Б. обращено антиелагинское стихотворное послание (условно атрибутируется Н. Е. Муравьев ), а котором легкая и ясная поэзия защищается от нападок педантов, а светский образ жизни дворянина противопоставляется подьяческим нравам. Самому Б. предположительно приписывается тематически близкое к посланию Муравьева стихотворение «Правила. Письмо к приятелю, как любиться без печали» из того же сборника (БАН, шифр: 12.4.28).Лит.: Венгеров. Словарь, т. 2 (1891); Щукин И. Н. А. Бекетов: (Заметка к его портрету). – Библиогр. зап., 1892, № 10; Г. М. [Мокринский Г.] Бекетов. – В кн.: Рус. биогр. словарь, т. «Алексинский – Бестужев-Рюмин» (1900); Екатерина II. Соч. СПб., 1907, т. 12; Берков. Лит. полемика (1936); Федор Волков и рус. театр его времени. М., 1953; Мартынов И. Ф., Шанская И. А. Отзвуки лит.-обществ. полемики 1750-х гг. в рус. рукоп. книге: (Сб. А. А. Ржевского). – В кн.: XVIII век. Л., 1976, сб. 11; Берков. История комедии (1977).

В. П. Степанов

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • Лилиенбах        ЛИЛИЕНБАХ Юган (Lilienbach, 1870—1926) — эстонский пролетарский писатель и издатель. Р. в бедной крестьянской семье. Рано начал со

  • монада - понятие, использующееся в некоторых философских системах для обозначения элементов бытия; в понимании Лейбница монада - это перви

  • 1984, 69 мин., цв., 1то.жанр: драма.реж. Динара Асанова, сц. Валерий Приемыхов, опер. Владимир Ильин, худ. Наталья Васильева, комп. Виктор Кисин, зв. А