Словарь русского языка восемнадцатого века » Что такое «Бекетов Платон Петрович»?

Значение слова, определение и толкование термина

Бекетов Платон Петрович

Beketov Platon Petrovich

Бекетов Платон Петрович [11 (22) XI 1761, Симбирск – 6 (18) I 1836, Москва]. Принадлежал к древнему дворянскому роду; племянник. Н. А. Бекетова, двоюродный брат И. И. Дмитриева.Учился вместе с И. И. Дмитриевым сначала в Казани (1767–1768), затем в Симбирске (1768–1772) во фр. пансионе Манже (Манженя). Осенью 1773, в связи с приближением армии Пугачева, семья Б. переехала в Москву. В 1774–1776 Б. занимался в пансионе профессора И. М. Шадена. Записанный еще в 1767 в гвардию, 2 сент. 1776 Б. вступил сержантом в Семеновский полк; 1 янв. 1788 вышел в отставку в чине премьер-майора, а в 1791 определился в Герольдмейстерскую контору при Сенате. В 1798 ушел в отставку и навсегда перебрался в Москву.В 1801 Б. завел типографию, которую современники считали самой лучшей в Москве. Книги, выпущенные Б., отличались особым изяществом оформления и высокой филологической культурой в тех случаях, когда сам Б. выступал как их редактор. Вехой в истории рус. текстологии стало бекетовское издание сочинений Ип. Ф. Богдановича (М., 1809–1810; 2-е изд. М., 1818–1819), Б. финансировал издание «Собрания оставшихся сочинений А. Н. Радищева» (М., 1806–1811, ч. 1–6). Вершиной эдиционной деятельности Б. явилось подготовленное им «Полное собрание сочинений» Д. И. Фонвизина (М., 1830; 2-е изд. М., 1838). Издание было основано на созданном Б. (ныне утраченном) фонде рукописей Фонвизина и вызвало в 1830-е гг. много откликов и похвалу Белинского. Б. издавал также произведения Н. И. Гнедича, В. А. Жуковского, И. И. Дмитриева. М. М. Хераскова, В. Н. Нарежного. Н. М. Карамзина, Ф. Ф. Иванова. В. В. Измайлова и мн. др.Особое место среди бекетовских книг занимают такие иконографические издания, как «Пантеон российских авторов» (М., 1801; с текстом Карамзина) и «Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям…» (М., 1824). Стремление В. создать рус. историю в портретах не встретила поддержки подписчиков, и поэтому ни одно из двух задуманных им изданий не было завершено. Подготовленные для них материалы сохранились лишь частично.Интерес Б. к истории выразился также в собирании и коллекционировании гравюр, рукописей, книг, документов, старинных монет; мн. писатели обращались к Б. за советами и книгами из его библиотеки (см. записки Карамзина к Б. – ИРЛИ, ф. 93, оп. 3, № 568).Как поэт и переводчик Б. сотрудничал в «СПб. вестн.» (1780), «Приятном и полезном» (1794), «Аонидах», «Друге просв.» (1804), «Рус. вестн.» (1810), «Тр. О-ва любителей рос. словесности» (1812), «Моск. вестн.» (1829) и др. изданиях.Литературное наследие Б. невелико по объему. В поэзии он не выходил за границы малых жанров. Особый успех имели анакреонтические песни Б., в которых чувствуется влияние Дмитриева. Классицистические по своей поэтике надписи, притчи, эпиграммы затрагивают философские, гражданские, сатирические темы («Стихи к портрету г. Вольтера»; «Паук. Притча», «надписи» к статуям А. В. Суворова и Я. Ф. Долгорукова).Достаточно определенно литературная позиция Б. прослеживается в выборе произведений для переводов. Публикации в «СПб. вестн.» («Иль пенсеро, или Мысли Мильтоновы», «Размышления одного дикого человека, которые можно почесть предсказаниями») свидетельствуют об интересе Б. к событиям англ. и амер. революции. Переводы, помещенные в «Друге просв.» (1804), содержат сатирические («Пилигрим»; пер. из Ж. Казотта) и гражданские (ст. «О древних поэтах европейских, известных под именем бардов», провозглашающая идеал народного поэта-патриота) мотивы. Характерен отказ Б. в 1805 печатать консервативный по направлению «Друг просв.».Широкие познания Б., его издательская деятельность, а возможно, и его литературная позиция снискали ему популярность и уважение в кругу московской дворянской интеллигенции. Активный член разных научных обществ при Моск. ун-те, Б. в 1811 был избран председателем О-ва истории и древностей рос. В своей первой программной речи Б. подчеркнул важность изучения истории для воспитания гражданских чувств и допустил смелые высказывания (напр., характеристика последних лет царствования Ивана Грозного и др.), тем самым подтвердив свою верность лучшим тенденциям «Истории…» Карамзина, упомянутой им в этой речи. В 1823 Б. «по болезни» оставляет пост председателя и прекращает печататься в «Зап. и тр. О-ва истории и древностей рос.». Приписываемые Б. статьи, напр. «О сребре Ярослава» и «Мнение о генеалогическом древе г. Щербатова» (Зап. и тр. О-ва истории и древностей рос., 1824, ч. 2; 1827, ч. 3, кн. 2), на самом деле принадлежали И. П. Бекетову и Н. А. Бекетову.Хотя пожар 1812 уничтожил типографию и библиотеку Б., он тем не менее продолжал заниматься отечественной историей (письмо с публикацией документа о погребении Петра I – Моск. вестн., 1829, ч. 3), подготовкой новых изданий. Собранный им после 1812 архив большей частью погиб. Остатки его находятся в ГИМ (ф. 396), ГЦТМ (ф. 25); отдельные материалы есть в ИРЛИ, ГПБ и др. хранилищах.Лит.: Лонгинов М. Неизд. шуточные стихотворения И. И. Дмитриева. – Рус. арх., 1867, № 1–12; Бумаги П. П. Бекетова. – Рус. арх., 1880, кн. 3, вып. 2; Новицкий А. К истории рус. гравюры: (П. П. Бекетов). – Рус. арх., 1893, № 6; Симони П. К. П. П. Бекетов. – Старые годы, 1908, № 2 – 4; Виноградов С. П. Собр. портретов, изд. П. П. Бекетовым: Каталог. М., 1913; Макогоненко Г. П. История издания соч. Д. И. Фонвизина и судьба его лит. наследства. – В кн.; Фонвизин Д. И. Собр. соч. М.; Л., 1959, т. 2; Гришунин А. Л. Очерк истории текстологии новой рус. лит. – В кн.: Основы текстологии. М., 1962.

Г. Н. Ионин

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

См. также

  • высказывание автором своих чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.Рубрика: композиция и сюжетЦелое: сюжетПрочие ассоциатив

  • Симфония(греч. symphonia – созвучие)музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатно-циклической форме, высшая форм